≡ 

Пассажирские перевозки морским транспортом

Для легального осуществления такой деятельности, как морские перевозки пассажиров, необходимо знать законные основания, правила, а также меры ответственности при каких-либо нарушениях законодательных требований.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Специфика таких дальномерных перевозок людей заключается в усиленной технике безопасности, обеспечения пассажиров всем необходимым, а также таможенных процедур оформления при заграничных поездках.

Поэтому стоимость проезда на судах по морям и океанам может отличаться от грузоперевозок.

Каким транспортом осуществляется

Одной из наиболее обширных транспортных сетей в России является именно водный вид перевозок людей. По статистическим данным общий километраж таких путей составляет 115 тыс. км, относящихся непосредственно к территории страны.

При этом по численности перевозочных средств речное судоходство существенно превосходит морской вид перемещений. Однако помимо внутренних передвижений по морю, есть также и международные перевозки.

Протяженность береговой линии, принадлежащей Российской Федерации, рассчитана и зафиксирована в следующих показателях – 37 653 км. В эту территорию входя следующие важные порты, обеспечивающие движение по 6 морям.

Крупнейшие порты России:

Название моря Город, в котором размещается порт
Азовское море Ростов-на-Дону
Черное море Севастополь, Новороссийск и Туапсе
Балтийское море Санкт-Петербург и Приморск
Японское море Находка, Восточный и Ванино
Баренцево море Мурманск
Белое море Архангельск

Пассажиров транспортируют во всех этих портах и по разным обстоятельствам и причинам.

Морские рейсы можно разделить на следующие направления:

  • пригородные рейсы осуществляются вдоль береговой линии;
  • дальние рейсы предназначены для доставки людей из одного пункта в другой – из области в область, из региона в регион;
  • международные рейсы перевозят людей в порты других стран.

Перевозка людей может осуществляться с разными целями, ведь даже военный корабль или подводная лодка является транспортом, подразумевающим наличие людей на палубах и отсеках.

Пассажиры – это лица, которые находятся на судне с целью временного пребывания от пункта до пункта следования. К пассажирским транспортным средствам не относят те, что ходят в море, классифицируются как грузовые, и могут вместить еще и пассажиров.

Поэтому пассажирскими кораблями, в свою очередь, называют такие судна, которые способны вместить лиц в качестве пассажиров от 20 человек за один раз, но которые не числятся по основному своему назначению грузовым, правительственным, административным, почтовым и прочими похожими видами.

Пассажирскими судами могут быть следующие виды:

  1. По социальному значению:
    • корабли гражданского флота;
    • войсковые транспортные пассажирские транспорты;
    • суда-госпитали;
    • суда-рестораны на плаву;
    • вспомогательные корабли.
  2. По виду транспортных средств:
    • быстроходный лайнер;
    • корабль;
    • паром;
    • катер – однопалубный или двухпалубный;
    • яхта;
    • электроход;
    • пароход;
    • теплоход;
    • газотурбоход.
  3. По типу управления – парусное, гребное, самоходное на определенном виде топлива.

Требования к судам, которые способны перемещаться по воде в акватории морей и океанов, отличаются от требований к транспортным судам речного судоходства.

Судна должны быть оснащены не только мощными двигателями и другими техническими особенностями, но также и специальными местами для пассажиров. Например, если корабль дальнего плавания, тогда каюты для людей должны быть снабжены местами для ночлега и предметами первой необходимости.

Кроме того, у каждой компании, на балансе которой имеются морские суда для транспортировки людей, обязательно должна быть своя лицензия на осуществление пассажирских перевозок.

Если такого документа нет, тогда перевозить людей фирма не имеет право, за что ее могут оштрафовать.

Достоинства и недостатки

Межконтинентальное сообщение по морскому пути налажено в России уже очень давно. Некоторым людям удобнее перемещаться по воде, чем на самолете.

Ведь по стоимостной политике билеты на морские суда стоят гораздо ниже по ценам, чем на воздушный транспорт. К тому же провозная возможность таких кораблей гораздо выше, к примеру, речных.

К преимуществам морских пассажирских перевозок можно отнести следующие особенности:

  1. Портовые хозяйства имеют практически полную пропускную и провозную способность – более широкие возможности для выбора пассажирами направлений.
  2. Себестоимость ниже, чем у других видов транспортных перевозок людей. В данном критерии морские перевозки пассажиров могут уступать только лишь трубопроводным судам, производящих транспортировку груза при его ограниченном количестве.
  3. Есть возможность массово перевозить большое количество пассажиров в межконтинентальных или международных маршрутах.
  4. Для развития морской инфраструктуры не нужны большие капиталовложения.
  5. Международное законодательство, регулирующее перевозки пассажиров, отлично отработано во всех деталях.
  6. Риски утраты или повреждения имущества пассажиров сведены к минимуму.
  7. Высокая точность времени отправки людей и доставки в пункт назначения.
  8. Регулярность расписания, дающая возможность планировать свои перемещения по морю.

Некоторые перевозки могут быть фридерными – доставка пассажиров океанским и морским гражданским флотом поочередно за один рейс.

Такие пересадки для какого-то являются недостатком, а кто-то на это смотрит как на неотъемлемую необходимость. Однако имеются и свои недостатки в этой области оказания услуг.

Так, минусы пассажирских перевозок по морю заключаются в следующих особенностях:

  1. Значительные капиталовложения требуется вкладывать в периодическое переоборудование, оснастку или модернизацию портовых зон, терминалов.
  2. Несомненная зависимость от условий погоды, влияющей на спокойствие морской глади для нормального передвижения судна по воде, постоянно привязана к метеорологическим сводкам.
  3. Маленькая скорость передвижения по сравнению с наземным или воздушным видом транспорта.
  4. Для некоторых окончательных пунктов следования пассажира потребуется из порта ехать еще на наземном транспорте или лететь на самолете потому, что суда не заходят туда, куда нужно пассажиру.
  5. Технические требования к такому виду морского транспорта намного жестче, чем к любым другим.

Для большинства пассажиров это является существенным неудобством, если на море шторм и приходится ожидать, когда стихия успокоится, чтобы можно было плыть на корабле.

Особенности регионов и места расположения морей на карте тоже могут повлиять на комфорт пассажиров. Так, некоторые тающие льды северных водных гладей могут временно затруднить проход корабля по маршруту.

Очень часто в таких случаях приходится ожидать подхода ледокола, который освободит путь для пассажирского судна на заледеневшем участке.

Законодательная база

По закону перевозки пассажиров относят к договорным отношениям, которые определяются между перевозчиком и пассажиром.

Это обозначает, что за такую услугу нужно оплачивать специальный тариф, а также предъявлять при посадке проездной талон – билет на провоз человека (на багаж квитанция должна быть отдельной) и осуществление ряда других правил.

Основные положения в этом вопросе регулируются главой IX (она называется «Договором морских перевозок пассажира») КТМ – Кодекса торгового мореплавания в России, утвержденного федеральным законодательным актом № 81-ФЗ. Этот закон выпущен был еще в 1999 году, но отредактирован последний раз 24.07.15 г.

Вся перевозка осуществляется на основании специального договора, условия которого обозначены в ст. 177 гл. 9 Кодекса о торговом мореплавании в РФ.

При перевозке людей через границу Российской Федерации, действует специальный закон № 114-ФЗ от 15.08.96 г., отредактированный 30.12.15 г. Такая правовая база очень нужна при международных перевозках пассажиров морем.

Кроме этого существуют также Правила, которые координируют пассажирские транспортировки людей морскими судами. На сегодня такие Правила утверждены Приказом Министерства РФ № 190 от 17.06.15 г.

Основными условиями договора являются следующие типовые нормы:

  • пассажир обязуется произвести плату за услугу перевозчика;
  • перевозчик обязуется в целости и сохранности доставить багаж и пассажира в место назначения;
  • фактический перевозчик – это судовладелец.

Деятельность любой транспортной компании не только должна лицензироваться, но также и задекларирована специальным цифровым набором обозначений.

Такие цифры представляют код ОКВЭД на пассажирские перевозки в разных сферах и категориях транспортных средств.

Данный набор нужных цифр каждый транспортник берет из специально созданного Классификатора за 2001 год (ОКВЭД-1). Такой справочник утвержден Постановлением Госстандарта России № 454-ст от 06.11.01 г.

Следует отметить, что ОКВЭД-1 будет действовать до начала 2020 года, затем вступит в силу ОКВЭД-2, где будут указываться другие коды. Для перевозок людей морскими судами используется код – 61.10.1.

Правила морских пассажирских перевозок

Порядок, при котором реализуется провоз людей с багажом или без такового, касается разных вопросов – от оплаты за перевозку пассажирами до специфических условий.

К примеру, у кого есть дети всегда будет интересна не только цена билета, но и какие каюты наиболее всего оборудованы подходящим образом для того, чтобы детям было комфортно ехать.

Можно отметить самые основные моменты, касающиеся морской пассажирской перевозки:

  1. У пассажира должен быть билет.
  2. Один билет – на одного пассажира.
  3. Формы информирования пассажиров о графике перемещений судов, порядок оплаты, а также стоимости билетов перевозчик осуществляет по своему усмотрению.
  4. Существуют льготные тарифы для детей (на одного ребенка), пенсионеров, инвалидов, военнослужащих и других особых категорий граждан.
  5. Норма багажа, который можно провозить бесплатно, это вес клади не более 10 кг. на одного едущего. Для более тяжелого багажа приобретается отдельный билет, квитанция.
  6. Платный багаж называется каютным.
  7. В билете обязательно должна быть отражена следующая информация:
    • наименование судна;
    • время и дата отправки и прибытия из пункта в пункт;
    • запрет на перевозку определенных вещей и предметов;
    • льготный провоз багажа;
    • нормы для бесплатного провоза багажа;
    • условия провоза багажа;
    • условия обслуживания на корабле;
    • тариф за услугу перевозки пассажиров;
    • о Правилах при перемещении на судне;
    • сведения о фактическом перевозчике и его правилах;
    • пограничные, таможенные требования на основании законов.
  8. При потере, порче или утрате билета пассажиром перевозчик обязуется любым путем способствовать по урегулированию легальной перевозки и восстановлению договора (билета).
  9. В порту перевозчик должен обеспечить пассажиров:
    • посадку;
    • высадку;
    • оформление багажа.
  10. Перед отправлением в море перевозчик обязан:
    • по громкой связи информировать людей о правилах поведения на борту;
    • доводится до сведения пассажиров порядок пользования каютами или сидячими местами;
    • рассказывается, как себя вести в экстренной ситуации и пользоваться спасательным оснащением;
    • разъясняется схема расположения тех или иных помещений на корабле;
    • люди ставятся в известность и работе пунктов обслуживания пассажиров на стоянках, а также о месте, где выдается багаж.
  11. При обнаружении каких-либо нарушений порядка со стороны пассажира, которые несут разрушительные последствия для других людей или имуществу перевозчика, капитан судна имеет право изолировать такого нарушителя.

Несовершеннолетние дети должны плыть только в сопровождении родителей, усыновителей, опекунов или иных лиц, которые по закону уполномочены сопровождать детей (например, воспитатели детских учреждений).

Инвалиды, находящиеся в креслах-колясках должны быть на борту корабля в сопровождении тех, кто осуществляет за ними уход.

Если у перевозчика нет специально оборудованных мест для инвалидов, то он имеет право отказать в перевозке таких пассажиров, ради их же безопасности.

Если инвалид слепой и у него есть собака-поводырь, то он может покупать льготный билет только на себя, собака может проезжать бесплатно.

Ответственность за нарушение правил

Каждая транспортная компания, являющаяся также и судовладельцем, несет полную ответственность за исполнение правил перевозки пассажиров. Она заключается, прежде всего, в определенных обязательствах перевозчика перед законом и перед своими клиентами – пассажирами.

Компания, которая перевозит морскими судами людей, несет ответственность за следующие случаи, которые произошли не по вине пассажиров:

  • смерть, ущерб здоровью людей;
  • утрата, потеря, порча имущества пассажиров;
  • просроченная выдача багажа;
  • перевозчик обязан предоставлять доказательную базу в суде, раскрывающую суть происшествия;
  • своевременная отправка корабля и доставка людей на место назначения;
  • перевозчик отвечает также за неправомочные действия команды или обслуживающего персонала судна, если таковые повлекли за собой причинение вреда и ущерба пассажиру;
  • надлежащее исполнение всех правил техники безопасности и поведения в экстренных ситуаций, а также мероприятий по спасению утопающих пассажиров при кораблекрушении.

Если был причинен какой-либо вред пассажиру (его здоровью или жизни), то перевозочная компания должна понести за это финансовое наказание в объеме не более 170 000 единиц (расчетных), которыми являются определенные денежные эквиваленты, в зависимости от особенностей международного права пассажирских мореходных перевозок.

Повреждение каютного багажа наказывается в размере 1,8 единиц, а для иного багажа – 2,7 единиц.

Стоимость проезда

Заниженная себестоимость морских пассажирских перевозок, прежде всего, зависит от горизонтальной поверхности, по которой движутся судна.

Дело в том, что при движении автотранспорта иной раз приходится преодолевать уклоны, что существенно потребляет энергию и топливо, на котором машины движутся. Этого лишены морские судна, они перемещаются вне каких-либо уклонов, усилия для движения, скольжения по воде минимальны.

Топливо, соответственно, расходуется гораздо меньше, а значит, энергозатратность такого вида услуги тоже снижается. Вот почему стоимость билетов на провоз существенно ниже даже привычного автомобильного вида транспорта.

Помимо этого, если корабль будет по пути к конечной цели заходить в какие-нибудь порты, то тогда потребуется оплата портовых сборов. Как правило, в цене билета уже заложен такой сбор.

На размер оплаты за проезд также может существенно повлиять посадочное место, отдельная каюта и специфические условия благоустройства клиента. Существуют места для пассажиров среднего класса, есть подешевле, а есть и дороже, для ВИП-клиентов.

Цены на билеты того или иного порта устанавливает Морская Дирекция. Можно отметить несколько примеров стоимости пассажирских билетов в российских портах.

Стоимость билетов на морские пассажирские перевозки в России:

Наименование судоходной компании St.Peter Line «Шторм Марин — Владивосток» Круизная компания «Латти»
Название судна и особенности маршрута Лайнер: Princess Anastasia.Круиз по северным странам: Санкт-Петербург-Финляндия-Швеция-Эстония-Санкт-Петербург Паром: Eastern ДреамМаршрут: Владивосток – Южная Корея Лайнер: АдрианаКруиз по Черному морю: Севастополь-Ялта-Сочи-Новороссийск-Стамбул-Севастополь
Количество времени в пути 4 дня (ночи) 2 суток (ночей) 7 суток (ночей)
Условия проезда на морском судне Отдельная каюта, питание подбирается индивидуально и в зависимости от уровня некоторых кают. Развлекательная программа. В стоимость билета входят портовые сборы. Отдельная каюта. На борту имеются сауны, ночной клуб, бизнес-центр и магазины. Отдельная каюта. Питание, портовые сборы и обслуживание сервисом включено в стоимость билета. Развлекательная программа.
Цена билета, руб. 8210 12 000 – 163 000 55 000 – 91 000

При отказе от проезда на морском судне пассажир может рассчитывать на получение обратно денежной суммы только в объеме 50%.

Если же он отказался в течение 24 часов сразу же после приобретения талона, тогда ему вернуть 85% от стоимости провозочного тарифа.

В судоходных компаниях всегда можно найти какие-либо акции, скидки или оформить льготный проезд, если у вас есть для этого все основания. Благодаря этому всегда можно потратить на билет меньше, чем это установлено в прейскуранте.

Морские пассажирские перевозки на сегодня доступны практически каждому. Все зависит от того, на сколько дней вы рассчитываете пребывать в пути, каков маршрут, какого класса по комфорту выбрана вами каюта и многие другие нюансы.

Правила перевозки людей должны знать не только компании, предоставляющие такие услуги, но также и сами пассажиры. Особенно, что касается поведения на борту корабля, лайнера или парома.

Любые нарушения правил могут повлечь за собой штрафы и санкции. Причем, это касается как пассажиров, так и перевозчиков.

Видео: Развитие морских коммуникаций Дальнего Востока

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Все про вождение © 2021 ·   Войти   · Все права защищены Наверх