Рекомендации экспертов ООН по перевозке опасных грузов
Предыдущая статья: Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам
Следующая статья: Сколько стоит ДОПОГ на перевозку опасных грузов
При перевозке опасных веществ всегда существует вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций способных привести к загрязнению окружающей среды, к причинению вреда здоровью людей, а так же к повреждению какого-либо имущества.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Чтобы снизить вероятность критической ситуации, специалистами разработаны специальные рекомендации, которых следует придерживаться как при внутригосударственной, так и при международной перевозке опасных грузов.
Когда были утверждены
Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов, типовые правила впервые были разработаны экспертной группой при экономическом совете в 1956 году.
На протяжении последних лет, в связи с развитием транспортной логистики, науки и промышленности, документ постоянно совершенствовался: появлялись новые разделы, описывались новые вещества, принимались дополнительные меры по безопасности.
Действующий в настоящее время документ, пятнадцатая редакция, был принят в 2006 году.
Каждое отдельное государство обязано разрабатывать собственные правила, не противоречащие международному документу. Этого же принципа придерживается и РФ.
Назначение и цели рекомендаций ООН по перевозке опасных грузов
В первую очередь документ предназначен для правительств стран, занимающихся разработками собственных нормативных актов, касающихся транспортировки вредных веществ.
Приведенных рекомендаций так же должны придерживаться и международные организации, контролирующие процесс транспортировки грузов в отдельной области:
- Совет по железнодорожному транспорту;
- ИАТА – ассоциация воздушного транспорта;
- ИМО, контролирующая морские перевозки.
Международные автомобильные перевозки осуществляются на основании Европейского соглашения (ДОПОГ).
Рекомендации разработаны с определенными целями, к которым относятся:
- предотвращение экологических катастроф. Некоторые виды опасных веществ, например нефтепродукты, могут нанести серьезный урон водоемам. Из-за разлива нефти погибают все живые организмы – рыбы, растения, животные;
Легковоспламеняющиеся вещества способны вызвать возгорание лесов, жилых массивов, иных памятников архитектуры, что приведет к уничтожению мировой истории, людей, животных и редких растений.
- охрана народного хозяйства. Неправильная транспортировка опасных веществ может привести к заболеваниям и гибели окружающих людей, уничтожению транспортной сети, технических средств, используемых для транспортировки и так далее.
Правила транспортировки грузов так же регламентируют:
- процесс подготовки к транспортировке, включающий в себя:
- оснащение и подготовку транспортного средства к перевозке;
- необходимость использования для отдельного вида груза специальной маркированной тары;
- обучение персонала, осуществляющего погрузочно-разгрузочные работы;
- дополнительное обучение технике безопасности водителей и лиц, сопровождающих грузы;
- оснащение пунктов погрузки и разгрузки специализированной техникой, а так же средствами безопасности;
- организацию безопасности в пути следования транспортного средства.
- безопасность транспортировки. Нормы, которые требуется выполнять при перевозке, четко регламентируются законодательными актами. Например, при перевозке легковоспламеняющихся веществ автомобилями требуется наличие дополнительных огнетушителей, располагающихся в разных отсеках транспортного средства: в кабине водителя, на перевозочной платформе; в зоне обслуживания цистерны;
- управление транспортировкой. При выполнении перевозки опасных грузов важно:
- утвердить с различными государственными организациями маршрут следования транспортного средства;
- правильно подобрать транспорт, отвечающий всем правилам безопасности;
- обеспечить получение актуальной информации при передвижении состава.
- комплекс мер, направленных на устранение последствий чрезвычайной ситуации:
- способы тушения пожаров. Для некоторых видов веществ применение воды недопустимо. Для устранения пожара в таких ситуациях требуется пользоваться пеной или порошковыми средствами. Способы локализации пожаров отражаются при нанесении маркировки на упаковочную тару;
- приемы ликвидации загрязнения газами, химическими веществами, инфекционными составами и так далее, которыми необходимо руководствоваться при транспортировке;
- случаи, при наступлении которых требуется эвакуация населения с соседних с местом трагедии территорий;
- правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Таким образом, рекомендации направлены на обеспечение безопасности, как при непосредственной транспортировке, так и при подготовке перевозки.
Классификация
Экспертами, работающими при ООН, разработана единая классификация различных опасных веществ, которая необходима для организации транспортировки и предотвращения катастроф. Все вещества разделены по физическим и химическим свойствам.
В основу классификации положено распределение грузов по классам и подклассам:
- 1 — материалы, которые могут привести к взрыву (взрывчатые вещества):
- 1.1 – изделия и материалы, взрывающиеся общей массой, то есть при возникновении возгорания груз уничтожается взрывом полностью;
- 1.2 – материалы, не способные привести к единому взрыву;
- 1.3 – вещества, способные взорваться при определенных условиях, но взрыв не всегда является следствием критической ситуации;
- 1.4 – изделия, имеющие возможность образования незначительного взрыва малой силы, который не приводит к нарушению упаковки;
- 1.5 – взрывчатые материалы, с малой вероятностью массового взрыва;
- 1.6 – иные изделия, отличающиеся незначительной вероятностью взрыва, но не исключающие наступления такого последствия.
- 2 — газы, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих условий:
- давление выходящих паров при температуре в 50оС не менее 300 кПа;
- сжатые газы, при транспортировке которых критической температурой является показатель ниже -10оС;
- сжиженные газы, с показателями критической температуры в пределах -10оС — +70оС;
- газы, растворение которых проведено под давлением или сжиженные газы, полученные путем воздействия низкой температуры;
- 2.1 – газы, не относящиеся к категории легковоспламеняющихся;
- 2.2 — невоспламеняющиеся, но ядовитые газы;
- 2.3 – легковоспламеняющаяся продукция;
- 2.4 – легковоспламеняющаяся и ядовитая продукция;
- 2.5 – газы, не устойчивые к любому химическому воздействию;
- 2.6 – ядовитые и химически неустойчивые газы.
- 3 — жидкости, суспензии, растворенные твердые вещества с высоким показателем воспламенения, а так же жидкости, выделяемые пары, способные воспламениться при температурном режиме +23оС — +61оС:
- 3.1 – жидкости и иные вещества с температурой вспышки ниже -18оС;
- 3.2 – вещества, вспыхивающие при температуре -18оС — +23оС;
- 3.3 – вещества, с температурой вспышки +23оС — +61оС.
- 4 — вещества и иные материалы, способные привести к самовозгоранию в результате трения, нагревания, химической реакции, взаимодействия с влагой (не относящиеся к 1 и 3 группам):
- 4.1 – твердые вещества, способные загореться при кратковременном воздействии посторонних источников;
- 4.2 – вещества, подверженные самовозгорания при стандартных условиях перевозки;
- 4.3 – предметы и материалы, выделяющие самовоспламеняющиеся газы.
- 5 — вещества, одним из свойств которых является выделение кислорода:
- 5.1- окисляющие материалы, которые сами по себе не представляют большой угрозы, но при взаимодействии с иными веществами могут стать источником дополнительной опасности, так как выделение кислорода ускоряет и поддерживает возгорание;
- 5.2 – органические пероксиды, чувствительные к трению и ударам.
- 6 — вещества, способные при соприкосновении с живым организмов вызвать серьезное заболевание или смерть:
- 6.1- ядовитые материалы, вызывающие отравление при попадании внутрь организма через дыхательные пути или при соприкосновении с кожей;
- 6.2 – все препараты, имеющие в составе болезнетворные микроорганизмы и в равной степени опасные для людей и животных.
- 7 — все материалы, приборы и иные вещества, имеющие радиоактивность более 70кДж на 1 килограмм;
- 8 — химические вещества, способные вызвать поражение человека, технических средств и окружающей среды:
- 8.1 – различные кислоты;
- 8.2 — щелочи;
- 8.3 – иные едкие и коррозийные материалы.
- 9 — изделия и материалы, не относящиеся ни к одному из перечисленных классов опасности, но способные нанести вред при несоблюдении условий транспортировки:
- 9.1 – жидкие или твердые вещества, обладающие высоким показателем горючести, но не относящиеся к 3 или 4 классу;
- 9.2 – материалы, которые при наступлении определенных химическим составом условий могут выступать в роли едких или коррозийных.
Следует отметить, что классификация опасных грузов ни коим образом не связана с установлением приоритета по опасности, то есть 1 класс не считается самым опасным, а 9 – самым безопасным.
О сертифицированной таре для перевозки опасных грузов читайте здесь.
Подготовка работников, имеющих дело с опасными веществами
Специальная подготовка для транспортировки опасных грузов требуется следующим людям:
- водителям транспортных средств;
- сопровождающим;
- лицам, занимающимся погрузочно-разгрузочными работами;
- лицам, специализирующимся на подготовке сопроводительного пакета документов;
- людям, отвечающим за упаковку и маркировку товаров.
Подготовка заключается в прохождении специализированного курса и сдачи практического экзамена.
Проверяются знания в области:
- правил перевозки;
- правил погрузки (выгрузки);
- классификации и маркировки товаров;
- совместимости различных классов;
- техники безопасности;
- подготовки документации;
- устранения последствий аварии.
Подготовкой занимаются специальные организации, которые после обучения выдают свидетельство о прохождении обучения. Срок действия документа составляет 5 лет. После окончания указанного периода требуется прохождение переподготовки.
Погрузка и хранение
Работы по погрузке или разгрузке товаров повышенной опасности производится квалифицированными специалистами в специально отведенных местах.
В каждом отдельном фронте, используемом для этих целей, должен находиться локальный акт, отражающий:
- перечень проводимых работ;
- условия проведения операций;
- порядок осмотра тары и транспортного средства;
- перечень лиц, несущих ответственность за выполнение работ;
- порядок прохождения технического инструктажа перед началом работы;
- правила безопасности;
- указания на действия конкретных лиц, которые требуется предпринять в случае аварии.
Перед непосредственной погрузкой (разгрузкой) необходимо:
- проверить документы на соответствие маркировке, расположенной на таре;
- осмотреть транспортное средство на предмет повреждений и допуску к транспортировке опасных веществ;
- проверить правильность упаковки и маркировки товаров.
Погрузочные работы производятся специализированной техникой (кран, лебедка, погрузчик и так далее) в исправном состоянии. Запрещается использование технических средств, не прошедших проверку на исправность.
Погрузка осуществляется в присутствии водителя, сопровождающего лица и человека, ответственного за проведение данного вида работ.
Если в договоре перевозке указывается необходимость хранения опасных грузов на складе организатора перевозки, то требуется:
- предоставить помещение, отвечающее всем требованиям безопасности. Каждый склад должен быть оборудован различными системами безопасности, например, система автоматического пожаротушения;
Работники склада должны иметь отдельное помещение, отделенное от склада противопожарными перегородками. Каждое помещение должно быть оборудовано отдельным входом.
- аккуратно разместить товары, соблюдая правила совместимости и разделения отдельных классов грузов;
- следить за строгим соблюдением условий хранения.
Маркировка и знаки опасности
При погрузке вредных веществ для транспортировки отдельное внимание уделяется маркировке грузов и установке соответствующих знаков опасности.
На каждой таре должна быть маркировка, в которой указано:
- наименование перевозимого вещества;
- номер товара по классификации, разработанной экспертами ООН.
Если производится транспортировка радиоактивных веществ, то при маркировке дополнительно указывается наименование грузоотправителя или грузополучателя.
Маркировка должна соответствовать следующим требованиям:
- знаки должны наноситься разборчиво и ясно. Рекомендуется применение трафаретов;
- краска, используемая для маркировки должна выдерживать любые погодные условия и не терять при этом своих качеств;
- цвет краски должен быть контрастным по отношению к цвету упаковки;
- при необходимости нанесения на поверхность тары маркировки нескольких опасных веществ необходимо соблюдать требования разделения.
В дополнение к маркировке на таре указываются знаки приоритетной опасности. На каждом знаке должно располагаться:
- символическое изображение опасности, например, при транспортировке взрывчатых веществ изображается взрывающаяся бомба. Рисунок наносится черной краской на оранжевый фон;
- название опасности. При перевозке внутри страны достаточно указать название на русском языке. При международной перевозке название может быть указано на английском, французском или испанском языках;
- класс опасности по принятой классификации.
Знак опасности должен быть нанесен как на отдельную тару, так и на транспортное средство. Причем, если перевозка производится железнодорожными вагонами, то знак располагается не только по бокам вагона, но и на крыше.
Требования к таре и упаковке
Вся тара, используемая для перевозки опасных веществ, должна быть изготовлена и испытана в соответствии с принятыми стандартами. Например, при транспортировке жидких веществ проверяется герметичность емкости и работа насосных установок.
Для изготовления тары должны применять исключительно те материалы, которые не могут вступить в реакцию с опасным грузом ни при каких обстоятельствах.
А при перевозке отдельных видов грузов, например, радиоактивных препаратов, упаковка должна препятствовать распространению вредных свойств вещества.
Тара и упаковка проверяются перед началом погрузочных работ, а впоследствии маркируются соответствующими знаками. Недопустимо использование тары, не соответствующей требованиям безопасности.
При аккуратном выполнении всех рекомендаций по транспортировке опасных грузов, разработанных специалистами ООН, возможность возникновения чрезвычайной ситуации сводится к минимуму, а если все-таки критическая ситуация возникает, то маркировка и знаки опасности позволяют в кратчайшее время подобрать нужные средства для ликвидации последствий.
Основные пункты правил морской перевозки опасных грузов МОПОГ смотрите на странице.
Где можно сделать переоборудование под перевозку опасных грузов в Москве, узнайте из информации.
Видео: Маркировка упаковок при перевозке опасных грузов
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.