Правила перевозки опасных грузов авиатранспортом
Предыдущая статья: Перевозка опасных грузов морским транспортом
Следующая статья: Нарушение правил перевозки опасных грузов
Перевозки опасных грузов воздушными судами занимают сравнительно небольшую долю в общем количестве доставок, однако являются не менее востребованными, так как позволяют значительно снизить время на транспортировку. Вместе с тем доставка грузов по воздуху является достаточно дорогой по стоимости.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Чтобы обеспечить безопасность воздушной перевозки требуется строго соблюдать правила, разработанные международными и государственными стандартами.
Виды авиатранспорта
Перевозки опасных грузов могут осуществляться самолетами, принадлежащими:
- авиакомпаниям. Такие самолеты должны быть занесены в реестр воздушных судов;
- частным лицам. Для использования частных транспортных средств требуется наличие документов, подтверждающих возможность судна совершать полеты и допуск к транспортировке опасных веществ.
Самолетами могут совершаться рейсы:
- регулярные, то есть выполняемые по заранее составленному расписанию;
- чартерные, осуществляемые по предварительному заказу и договору перевозки.
Транспортировка опасных веществ может производиться:
- грузовыми самолетами;
- пассажирскими самолетами, при условии, что груз отвечает принятым требованиям и транспортируется с максимальными мерами безопасности.
В большинстве случаев перевозка опасных веществ осуществляется специальными грузовыми самолетами или транспортными средствами, принадлежащими Вооруженным Силам.
Какими законами регулируются правила
Правила перевозки опасных грузов на воздушном транспорте утверждены приказом Министерства транспорта РФ № 141 от 5 сентября 2008 года. Данный документ является обязательным Технической инструкцией, утвержденной ИКАО (Международной организацией гражданской авиации для исполнения при транспортировке веществ внутри государства.
Если осуществляется международная перевозка, то руководствоваться следует ), действующей в рамках ООН.
Иными нормативными документами, регламентирующими определенные действия, связанные с транспортировкой, являются:
- Конвенция о международной авиации, принятая в Чикаго в 1944 году;
- Приложение 18 к вышеуказанному документу, касающееся безопасности перевозки;
- Модельные правила, разработанные комитетом экспертов при ООН;
- Инструкция о порядке действий при аварийной ситуации;
- Воздушный Кодекс РФ;
- ГОСТ 19433, определяющий классы опасных веществ и требуемую маркировку;
- ГОСТ 26319-84, касающийся правил упаковки грузов.
Установленные классы опасных грузов
В соответствии с нормативными документами по степени опасности все грузы подразделяются на:
- особо опасные. Такие вещества перевозить воздушными судами запрещено при любых обстоятельствах;
- материалы с высокой опасностью;
- вещества средней степени опасности;
- грузы с низкой опасностью;
- грузы в ограниченных количествах, то есть любые опасные вещества, разрешенные к транспортировке в определенном количестве;
- грузы в освобожденном количестве.
К особо опасным веществам, запрещенным к транспортировке самолетами, относятся:
- взрывчатые вещества, которые могут привести к опасной ситуации при температуре 75оС;
- вещества и материалы, содержащие в своем составе смесь хлора с фосфором или соли аммония;
- любые вещества, которые определяются как взрывчатые при возникновении сильного удара;
- любое вещество, выделяющее достаточное количество тепловой энергии при транспортировке по воздуху в обычных условиях, то есть без применения специальных контейнеров;
- легковоспламеняющиеся материалы (вещества), способные при определенных условиях привести к возникновению взрыва.
Общепринятая классификация опасных веществ подразделяет все грузы на 9 основных классов:
- вещества, предрасположенные к взрыву, включая любые пиротехнические изделия;
- вещества в газообразном состоянии;
- жидкости, имеющие способность к быстрому воспламенению;
- твердые легковоспламеняющиеся вещества;
- окисляющие материалы и пероксиды;
- ядовитые (инфекционные) вещества;
- материалы радиоактивные;
- коррозийные грузы;
- прочие вещества, имеющие низкий уровень опасности.
Каждый класс дополнительно разделяется на подклассы, обладающие определенными свойствами. Например, класс 2 (газы) разделяют на легковоспламеняющиеся (2.1), невоспламеняющиеся (2.2) и токсичные (2.3) газы.
Какие предъявляются требования
При транспортировке опасных грузов воздушными судами определенные требования предъявляются к:
- упаковке и маркировке перевозимых веществ;
- воздушному транспортному средству;
- персоналу, обслуживающему перевозку;
- погрузочно-разгрузочным работам и хранению веществ до момента погрузки.
К таре и упаковке
Тара для транспортировки опасных грузов самолетами подбирается с учетом специфических свойств, к которым относятся:
- устойчивость к механическим повреждениям. Большинство перевозимых грузов укладывается в самолет методом штабелирования, поэтому каждая упаковка должна надежно защищать вещества от механических повреждений;
- климатические условия. При транспортировке по воздуху возникают такие явления, как перепад температурного режима и перепад давления. Тара, используемая для транспортировки грузов, должна производиться с учетом этих особенностей;
- устойчивость к биологическим воздействиям. В первую очередь данное требование распространяется на грузы, перевозимые пассажирскими лайнерами, так как возникает вероятность нанесения вреда людям.
Для упаковки товаров используется тара, изготовленная исключительно из нейтральных веществ.
Для большей безопасности вся тара подразделяется на:
- отдельную. Используется для упаковки определенного количества вещества;
- комбинированную, применяемую для упаковки отдельной тары в большие емкости.
При использовании комбинированной тары следует учитывать правила размещения опасных грузов, то есть перевозить в одном контейнере можно те вещества, которые не могут вступить реакцию между собой и тем самым спровоцировать опасную ситуацию.
Отдельные требования предъявляются к таре, предназначенной для перевозки радиоактивных веществ.
В зависимости от степени опасности упаковки подразделяются на следующие виды:
- промышленные упаковки, предназначенные для низко активных материалов;
- типа А;
- типа В;
- типа С.
Каждый вид упаковки и тары должен пройти предварительную проверку на прочность и получить сертификат, подтверждающий возможность ее использования.
Вторичное применение одной и той же тары для перевозки без предварительного обследования на соответствие требованиям не допустимо.
К авиатранспорту
Воздушное транспортное средство, допускаемое к транспортировке опасных грузов, должно быть оборудовано:
- дополнительной системой вентиляции;
- автоматической системой извещения о критической ситуации;
- автоматической системой пожаротушения.
На борту судна должны быть:
- огнетушители;
- усиленная медицинская аптечка;
- средства индивидуальной защиты для пассажиров и членов экипажа.
При транспортировке отдельных видов грузов требуется сопровождение специально обученными сотрудниками.
Каждое воздушное судно перед перевозкой должно пройти технический контроль, а после выполнения рейса санитарную обработку.
Что такое код экстренных мер при перевозке опасных грузов, читайте здесь.
К персоналу
Специальное обучение должен проходить персонал, выполняющий следующие виды работ:
- погрузку и разгрузку воздушного судна;
- сопровождение груза;
- подготовку документов;
- упаковку и маркировку веществ;
- досмотр груза перед оправкой самолета;
- охрану веществ на складе.
Любой сотрудник должен пройти курс, включающий в себя:
- общие правила транспортировки опасных веществ самолетами;
- правила проведения погрузочно-разгрузочных работ;
- правила хранения товаров на складе;
- правила упаковки и маркировки;
- допуск товаров к транспортировке;
- требования к пакету документов;
- порядок действий в критической ситуации.
Курс переподготовки персонала должен проводиться 1 раз в 2 года.
Документы
Все документы, необходимые для перевозки опасных грузов самолетами можно условно разделить на:
- разрешительные;
- сопроводительные.
Разрешительные
К разрешительным документам относятся:
- свидетельство о допуске судна к транспортировке опасных веществ;
- разрешение на перевозку определенных товаров.
В большинстве случаев получения разрешения не требуется. Исключениями являются ситуации, когда:
- в целях государства необходимо доставить запрещенные к перевозке воздушными судами вещества. В этом случае требуется специальные документ (разрешение), выдаваемое уполномоченными государственными органами и согласованное с пунктами приема и отправки веществ;
- требуется доставить груз, не соответствующий правилам перевозки, но имеющий острую необходимость в иных, кроме государственных, целях. Грузоотправитель обязан получить свидетельство, освобождающее данный груз от предусмотренных правил транспортировки.
Сопроводительные
Сопроводительным документом является декларация. Декларация заполняется отправителем груза и предоставляется транспортной организации, осуществляющей перевозку.
В документе должно быть указано:
- номер декларации. Номер должен указываться компанией, отвечающей за транспортировку груза;
- полное наименование и адрес отправителя груза;
- полное наименование и адрес получателя груза;
- название аэропорта, из которого происходит отправка самолета;
- название аэропорта назначения;
- вид воздушного судна, осуществляющего доставку груза (пассажирский или грузовой самолет);
- тип отправки (требуется указать, относится ли груз к категории радиоактивных веществ);
- свойства отправляемого груза и его количество (описание веществ, с определением номера по классификации, разработанной ООН и класса опасности, а так же необходимость получения дополнительного разрешения на транспортировку);
- дополнительные сведения, необходимые для обеспечения безопасности и сохранности вещества в период осуществления доставки;
- дата составления документа;
- фамилия, подпись и должность составителя документа.
Декларация должна быть предоставлена в 2-х экземплярах, если договором перевозки не предусмотрена необходимость перемещения груза на другое воздушное судно.
Если перемещение необходимо, то количество экземпляров увеличивается на количество единиц транспорта, участвующего в доставке.
При транспортировке отдельных видов опасных грузов к декларации требуется приложить один из следующих документов:
- сертификат, подтверждающей соответствие товаров указанной маркировке;
- сертификат о пожарной безопасности веществ;
- гигиеническое заключение на груз;
- сертификат качества перевозимых веществ;
- документ, подтверждающий происхождение товаров или материалов.
Условия размещения
Тара с опасными веществами должна быть загружена в багажный отсек самолета с учетом требований совместного (раздельного) размещения. Например, нельзя размещать в одном отсеке взрывоопасные и легковоспламеняющиеся вещества.
Каждая упаковка и тара должна быть закреплена ремнями безопасности для исключения какого-либо перемещения в процессе транспортировки. За загрузкой самолета должен следить командир летного экипажа.
Охрана труда при воздушных перевозках опасных грузов
При работе с опасными веществами необходимо руководствоваться следующими правилами:
- все работы должны производиться исключительно под присмотром ответственного и специально обученного лица;
- погрузка и выгрузка веществ производится наиболее безопасным способом специализированными техническими средствами;
- к выполнению опасных работ не допускаются лица в возрасте менее 18 лет и не прошедшие медицинскую комиссию;
- все работники, включая летный экипаж должны иметь индивидуальные средства защиты и вещества для быстрой деактивации перевозимого груза;
- люди, работающие с опасными веществами, обязаны работать по сокращенному графику. При этом увеличивается количество дней оплачиваемого отпуска;
- работники обязаны четко соблюдать правила личной гигиены. Не допускается во время проведения какой-либо операции курить, пить, принимать пищу;
- экипаж воздушного судна перед отправкой в рейс должен быть ознакомлен с количеством и видом веществ, находящихся на борту, а так же получить инструкции по технике безопасности в отношении конкретных веществ.
Действия при внештатных ситуациях
При возникновении критической ситуации на борту воздушного судна во время полета члены экипажа обязаны:
- надеть средства индивидуальной защиты;
- уведомить пилотов и пассажиров (при наличии) о возникновении чрезвычайной ситуации;
- постараться самостоятельно предотвратить опасные последствия, устранив утечку или убрать рассыпавшиеся вещества. В остальных ситуациях требуется руководствоваться приложенной инструкцией;
- переместить (по возможности) пассажиров в безопасную зону, предварительно раздав средства защиты или влажные салфетки;
- уведомить наземные службы о случившемся происшествии.
Далее ситуация переводится под контроль специалистов, находящихся в аэропорту. Все члены экипажа обязаны строго соблюдать полученные инструкции.
Ответственность за нарушение правил
Контроль за соблюдением разработанных правил транспортировки опасных веществ возлагается на:
- федеральные органы по надзору;
- руководство аэропортов;
- ответственных лиц.
В случае несоблюдения правил человек может быть подвержен административной или уголовной ответственности.
Штраф может быть наложен исключительно за небольшие отступления от рекомендованных норм.
Уголовная ответственность предусмотрена за действия, ставшие предпосылкой образования критической ситуации в ходе полета или катастрофы, повлекшей причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, а так же государственному и муниципальному имуществу.
Выполнять работы по погрузке, разгрузке, упаковке и транспортировке опасных веществ должны специально подготовленные люди. Не соблюдение правил безопасности, разработанных специалистами ряда стран, может привести к большим катастрофам.
Образец заполнения заявления на перевозку опасных грузов смотрите на странице.
Что говорится в Европейском соглашении о международной перевозке опасных грузов ДОПОГ, узнайте по ссылке.
Видео: Лекционный материал. ДОПОГ, ПОГАТ, опасные грузы
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.