Звонок бесплатный 24/7
≡ 

Правила морской перевозки опасных грузов

На какую дальность бы не перемещали опасный груз (далее – ОГ) по морю, всегда перевозчикам и отправителям следует придерживаться норма и правил, которые устанавливают безопасную его транспортировку.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Классифицируют грузы опасными потому, что они способны причинить вред природе или людям. Для их провоза существуют свои требования, и они зачастую завышенные.

Нормативы по обеспечению безопасности, маркировки, обращению, погрузке-выгрузке и другим нюансам строги, но благодаря этому обеспечивается также и крайняя осторожность перемещения такого плана грузов.

Какими законами регулируется

Касательно всех перевозок каких-либо грузов водным транспортом (на море или по реке) ведется статистическое наблюдение.

Служащие Госстата РФ, а также представительства компаний, осуществляющих грузовые перевозки по воде, руководствуются при этом Приказом №415 от 08.09.15 г.

Делается это по многим причинам и одной из них является проверка на соответствие соблюдений судоходными компаниями Правил перевозки грузов, что регистрируются опасными.

Выделяются следующие основные законодательно-правовые акты касательно этого вопроса:

  1. ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка», который был утвержден Постановление Государственного Стандарта СССР №2957 от 19.08.88 г. и отредактирован 01.09.92г.
  2. ГОСТ 26319-84 «Опасные грузы. Упаковка» (01.01.86 г.). Стандарт от 2007 год.
  3. МК МПОГ – Международный Кодекс морских перевозок опасных грузов, что был введен ИМО, Ассамблеей Международной морской организации 27.09.1965 г.
  4. КТМ – Кодекс торгового мореплавания РФ, который был принят в виде законодательного положения № 81-ФЗ от 30.04.99 г. и отредактирован 13.07.15 г.
  5. Правила МОПОГ – морской перевозки опасных грузов (далее – Правила). Они были утверждены посредством издания Приказа Министерства Морфлота СССР №56 от 13.05.89 г.
  6. СОЛАС-1974 – соблюдение мер охраны, безопасности человеческой жизни на море.
  7. МАРПОЛ-73/78 – о предотвращении загрязнения моря с судов.
  8. Приказ Минтранса РФ NoВР-1-п от 21.04.03, побывавший в редакции 06.07.12 г., утверждает Правила безопасности МПГ (морской перевозки грузов). Здесь рассматриваются общие положения и вопросы, касающиеся грузоперевозок по морям.
  9. Приказ Росморфлота №39 от 22.10.96 г. рассматривает случаи, когда опасные грузы могут перевозиться по морю в контейнерах. По большому счету этим способом их и перевозят, в зависимости от того, что именно собой представляет тот или иной опасный груз.

Издание МК МПОГ имеет несколько томов, в него вносились многочисленные поправки – такие, например, как в 1994 году в отношении мер безопасности жизни людей на море, а также поддерживании экологии в связи с загрязнением водной среды судами.

Последние новшества в такой Кодекс были внесены в мае 2020 г. и вступили в силу с 01.01.16 г. Эти изменения устанавливали нормативные требования к контейнерам, их безопасности, маркировки и затаривания в грузовые отсеки.

Эта редакция также внесла новые типы грузов, которые могут классифицироваться как опасные.

К ним относятся следующие вещества, коих ранее в нормативной документации не было:

  • газы абсорбированные;
  • гексафторид урана;
  • конденсаторы асимметрического типа;
  • бракованная либо же совсем пустая и грязная упаковка любого формата.

Всего новых опасных веществ было внесено в Кодекс в количестве 22 шт. Номера, к которым отнесены новые опасные грузы, могут при маркировке проставляться следующие – от ООН3507 до ООН3526.

Если речь идет о доставках ОГ между государствами, тогда следует еще учесть и законодательно-нормативные акты той или иной страны, куда отвозиться такой груз.

Кроме всего прочего во всех действующих портах всегда имеются Инструкции по приему-выгрузке, перевалке небезопасных грузов, которые всегда идентичны требованиям законов.

Если на судах нет Правил МОПОГ, то они не допускаются к осуществлению провоза опасных грузов. Поэтому у каждого капитана корабля или лайнера обязательно должны быть соответствующие нормативные документы.

Установленные классы

На основании общепринятого Классификатора были установлены определенные виды грузов, которые фиксируются как опасные и заносятся в определенную группу – класс.

Степень опасности по маркировке классов следует всегда понимать в хронологическом порядке. Самая первая группа грузов – это наиболее опасные вещества. Они могут причинить самый разрушительный вред людям, животным и природе.

Во втором классе Классификатора степень опасности несколько занижена, и так далее.

Структура Классификатора выглядит так, что в ней находятся:

  • классы;
  • подклассы;
  • категории;
  • группы веществ.

Какие классы не имеют подклассов или категорий с группами, а какие-то имеют. В данном вопросе все может зависеть от разновидности материала или вещества.

Внешне общая классность выглядит следующим образом:

  1. Класс 1. Взрывчатые материалы (ВМ):
    • подкласс 1.1. ВМ с массовыми взрывами;
    • подкласс 1.2. ВМ без взрывов массами;
    • подкласс 1.3. Пожароопасные ВМ, что могут врываться не массой.
    • подкласс 1.4. ВМ, классифицируемые как не значительные по степени опасности;
    • подкласс 1.5. ВМ нечувствительные;
    • подкласс 1.6. Изделия, обладающие очень низкой чувствительностью.
  2. Класс 2. Сжиженные, растворенные или находящиеся под давлением, газы:
    • подкласс 2.1. Газы неядовитые, не могущие воспламеняться;
    • подкласс 2.2. Газообразные яды (ЯГ);
    • подкласс 2.3. Горючие газы (воспламеняющиеся – ВГ);
    • подкласс 2.4. Газообразные вещества, что могут и воспламеняться и являются одновременно очень ядовитыми.
  3. Класс 3. Жидкости, что воспламеняются быстро и легко (ЛВЖ):
    • подкласс 3.1. ЛВЖ, что начинают гореть при вспышке температурой меньше -18 градусов Цельсия при закрытом тигле;
    • подкласс 3.2. ЛВЖ, вспыхивающие при температурном диапазоне от -18 до +23 градусов Цельсия при закрытом тигле;
    • подкласс 3.3. ЛВЖ, могущее загореться при температурах +23-61 градусов по Цельсию при условии закрытого тигла.
  4. Класс 4. Твердые вещества, которые легко воспламеняются (ЛВТ):
    • подкласс 4.1. ЛВТ;
    • подкласс 4.2. Вещества, могущие самовозгореться;
    • подкласс 4.3. ЛВТ, что при контакте с водной средой могут выделять газообразные вещества.
  5. Класс 5. Вещества окисляющие (ОК), пероксиды органические (ОП):
    • подкласс 5.1. ОК;
    • подкласс 5.2. ОП.
  6. Класс 6. Вещества ядовитые (ЯВ), инфекционные (ИВ):
    • подкласс 6.1. ЯВ;
    • подкласс 6.2. ИВ.
  7. Класс 7. Материалы радиоактивные (РМ):
    • подкласс 7.1. Уровень радиации веществ незначителен – до 0,005 мСв/ч (индекс транспорта равен — 0);
    • подкласс 7.2. Уровень радиации веществ до 0,5 мСв/ч (индекс транспорта равен — 1);
    • подкласс 7.3. Уровень радиации веществ до 2 мСв/ч (индекс транспорта равен — 10);
    • подкласс 7.4. Уровень радиации веществ более 2 мСв/ч (индекс транспорта равен более 10).
  8. Класс 8. Вещества едкие, коррозийные (ЕК):
    • подкласс 8.1. ЕК с кислотными свойствами;
    • подкласс 8.2. ЕК с общими свойствами;
    • подкласс 8.3. Разные ЕК.
  9. Класс 9. Вещества прочие, являющиеся опасными:
    • подкласс 9.1. Те грузы, что не относятся к классам 1-8;
    • подкласс 9.2. Такие грузы, которые представляют собой опасность исключительно, если их перемещать морским транспортом навалом.

Все эти категории приняты транспортниками не только теми, что провозят такие грузы по земле, но также и по воздуху и на воде.

Классификатор содержит возле каждой группы свои знаки и обозначения, которые применяются при маркировке упаковки опасного груза. В целом эти знаки представлены в следующих цветовых гаммах и символьных характеристиках.

Все отправители грузов, входящих в состав перечня опасных в этих 9-ти классах, обязаны самостоятельно упаковать его надлежащим образом. Вся тара или упаковка должна быть герметично закрыта, если вещества приемлют закрытое пространство.

Нельзя допускать размещение рядом с ОГ на палубах или в трюмах наличия провокационных веществ. Так, если вещество при взаимодействии с водой начинает выделять ядовитый газ, тогда его следует герметично упаковать, гидроизолировать и убрать подальше о воды.

Особое внимание уделяется экстренным (аварийным) ситуациям, когда в грузовом отсеке, трюме, где хранится такой груз, может образоваться пробоина с доступом воды внутрь судна.

Какие предъявляются требования

Самое первое, на что следует обращать внимание при транспортировке по воде опасного груза любой степени опасности, это разрешение, которое должно получить судоходное учреждение. Это, прежде всего, правила МОПОГ, по которым действуют все транспортники и логисты.

Самым главным документом для отправителя является Декларация о перевозке ОГ, форма которой была разработана FIA TA (ФИАТА) – международной федеративной организацией Экспедиторских Ассоциаций.

Общие требования к таре, упаковке, самим судам, служащему на нем персоналу, а также обращению с ОГ, регулируются общими Правилами. Отметим основные из них, касающиеся нормативной перевозки груза, требующего крайне осторожного хранения или погрузки.

К таре и упаковке

Требования, что выставляются к таре или упаковке ОГ, в обязательном порядке должны координироваться ГОСТом 26319-84. Этот норматив показывает, как лучше всего упаковать тот или иной груз, чтобы риск нанесения ущерба имуществу, здоровью людей или экологии максимально свести к минимуму.

Общие характеристики такой упаковки заключаются в общеизвестных, но крайне важных факторах:

  1. Качество упаковки должно быть высоким. Ведь тогда ее эксплуатация позволит сохранять сам груз в безопасности на протяжении всего цикла доставки заказчику.
  2. Внутренняя поверхность оболочки тары или упаковки должна быть такой, что она не смогла спровоцировать появление той или иной форс-мажорной ситуации во время рейса.
  3. Прочность должна соответствовать такой крепости, чтобы можно было легко и свободно перемещать груз при погрузке и выгрузке, даже если это понадобиться сделать подъемными кранами или лебедками.
  4. Тара с жидкостями не должна быть заполнена до краев, внутри следует оставлять свободное пространство.
  5. Пустая тара, из-под ОГ, должна быть либо ликвидирована, либо очищена.
  6. Вся тара и упаковка должна соответствующим образом быть маркирована – сверху, снизу и по бокам каждой упакованной единицы.

Вся упаковка и тара для опасных грузов проходит соответствующие испытания, Поэтому на каждую из них должен быть у отправителя свой сертификат качества, который он предоставляет грузоперевозчику.

Нужно отметить, что Правила допускают отсутствие маркировки упаковки, если груз имеет минимальную степень опасности.

К судам

Кроме маркировки тары, упаковки и емкостей, содержащих опасные грузы, сам корабль также маркируется соответствующими знаками, чтобы было видно издалека, что он везет ОГ.

В маркировке судна должны присутствовать следующие атрибуты:

  1. Наименование коммерческой организации – отправителя или грузополучателя, несущего ответственность за упаковку и целостность груза при передаче-приемке.
  2. Указывается техназвание груза.
  3. Яркими цветами должны быть выполнены знаки опасности, подтверждающие тот или иной класс.
  4. Прохождение корабля по водной глади не должно способствовать смывания краски маркировки.
  5. Срок стойкости краски знаков, обозначающих ОГ, не должен быть меньше 3-х месяцев.

Грузовые отсеки должны быть оборудованы либо специальными площадками для установки на них контейнеров с опасным грузом. Либо же крепежные механизмы и приспособления для обеспечения полноценной безопасности провоза ОГ.

На судне в обязательном порядке должен присутствовать классический набор противопожарных принадлежностей для тушения огня или подавления взрыва. Это огнетушитель, ведро, песок, лопата, защитная одежда и обувь.

Пожарная сигнализация и аппаратура оповещения экипажа должна быть исправна на все 100%.

К персоналу

Весь персонал должен быть не просто предупрежден о том, что на корабле будет в пути находиться опасный груз, но также, и проинструктирован о том, как именно с ним обращаться.

Кроме того, лучше будет, если персонал обучить самым главным действиям, какие следует предпринимать при авариях или протечках тары, упаковки ОГ.

Обычно капитан разъясняет своим подчиненным, как быстро и эффективно нейтрализовать опасный груз, начавший причинять вред здоровью экипажа или природно экологии.

В общей сложности, служащим разъясняется следующая важная информация:

  • в чем именно состоит опасность груза;
  • тип упаковки для хранения;
  • рассказывают о знаках опасности;
  • правила укладки такого груза;
  • правила и нормы техники безопасности;
  • правила оказания первой помощи, если обнаружились пострадавшие от ОГ.

По Правилам полагается с персоналом даже провести мини-тренинг, учения по оказанию первой помощи или обращению с опасными грузами, находящимися на корабле. Весь экипаж должен знать, что делать в тех или иных экстренных случаях.

К погрузке, разгрузке и хранению

Зачастую при погрузке или выгрузке ОГ в трюме или грузовом отсеке, палубе корабля могут применяться тот или иной прокладочный материал. Обычно он защищает либо от влаги, либо от скольжения контейнеров, тары, упаковок.

Такой материал должен соответствовать следующим нормативам:

  1. Все отсеки, палубы или трюмы должны быть вычищены и тщательно просушены перед погрузкой.
  2. Выполнение функции предотвращения опасного воздействия на окружающую груз обстановку.
  3. Препятствовать тому, чтобы тот или иной сосуд, емкость с жидкостью перемещался, скользил по палубе.
  4. Если тара испортится, то прокладочный материал должен хорошо впитать всю жидкость ОГ.
  5. Вся тара снаружи дополнительно снабжается ремнями, крючками и прочими механизмами для более прочного соединения с подъемной техникой.

Погрузку и выгрузку должны обязательно осуществлять люди, имеющие не просто соответствующее образование, но также и навык работы с ОГ.

Чтобы во время пути максимально сохранить груз, следует применять максимально усиленные меры безопасности. Море не всегда бывает тихим, а потому при сильной качке опасные грузы должны быть надежно укреплены в трюмах либо на палубах.

Документы

Обычно такие транспортировки всегда сопровождаются большим пакетом документов. Ответственность за их надлежащее заполнение, составление и оформление должна быть как на отправителе, так и на перевозчике.

Также и грузополучатель должен знать и уметь обращаться с теми документами, которые оформляются при передаче груза по прибытию.

Разрешительные

Большой пакет разрешительных документов должен быть в обязательном порядке у перевозчика.

Допуск для осуществления перевозки – это своеобразное лицензирование деятельности компании, которая также получает возможность перевозить еще и опасные грузы, кроме пассажиров и прочего. Такой допуск оформляется отдельно и без него ни одно судно не отправляется в рейс.

Как правило, у капитала корабля он должен наличествовать в виде копии, заверенной самой транспортной компанией. Наличие на корабле Правил МОПОГ, а также правил обеспечения безопасности людей на море, считается также разрешительной документацией.

На грузовых суднах обычно используется спецтехника по подъему и укладке контейнеров. Сами контейнера, а также крепежные элементы и механизмы.

Вот на все это должна быть документация – сертификаты качества и соответствия, подтверждающая, что все механизмы и оборудование испытаны и приведены в надлежащее состояние производителем.

Сертификаты на упаковку, а также укладку его в надлежащем виде, должен предоставлять отправитель груза.

Сопроводительные

В общей сложности капитан корабля должен иметь при себе необходимые документы на провоз такого груза.

К ним относятся такие бумаги:

  • правила МОПОГ;
  • декларация;
  • коносамент, который подтверждает право собственности на груз, если это предмет торговли;
  • опись груза;
  • накладная на морской груз;
  • доковая расписка, которая фигурирует при сдаче груза получателю;
  • деливери-ордер, подтверждающий договорные отношения отправителя и перевозчика;
  • манифест (или грузовой план);
  • сертификаты качества на упаковку;
  • свидетельство о надлежащей упаковке, соответствующей классу ОГ;
  • знаки опасности.

Все копии эти бумаг должны предъявляться официальным служащим – представителям портов. Если судно фрахтуют, тогда должен быть договор фрахтования.

Условия размещения

Очень важно груз разместить, таким образом, на корабле, чтобы он и не мешался, и в то же время к нему всегда был открыт доступ для контроля над его надлежащим состоянием. Чаще всего их складируют на палубах грузовых кораблей в специальных контейнерах.

Но нельзя устанавливать его таким образом, чтобы он загораживал проходы и рабочие пути на палубах корабля. Для этого существуют на грузовых судах, как правило, специально отведенные грузовые отсеки, отделы или участки.

Ширина проходов между контейнерами или тарой должна составлять не менее 1 м. Обычно у капитана всегда имеется план размещения груза, где прописывается, что все контейнера не должны занимать более половины площади палубы, если его расставляют именно там.

Охрана труда при морских перевозках опасных грузов

Среди действий, которые должны выполняться экипажем грузового судна, можно выделить самые основные сферы, которые затрагиваются Правилами техники безопасности персонала корабля.

К этим направлениям относятся следующие Правила:

  1. Пожарная безопасность.
  2. Охрана труда при перегрузках на суднах.
  3. Меры дополнительной безопасности при штормах.
  4. Действия по нейтрализации возгорания или воздействия ядов, спровоцированных опасным грузом.
  5. Способы своевременной, оперативной связи, оповещения капитана корабля о разгерметизации упаковки ОГ.
  6. Общие правила охраны труда на морских суднах.

По пожарной безопасности все сотрудники и персонал, обслуживающий судоходные транспортные средства, должны руководствовать теми нормативами, что утверждены Постановлением Министерства транспорта РФ №10 от 31.10.03 г.

Действия при внештатных ситуациях

Если случились такие обстоятельства в пути, которые так или иначе могут негативно повлиять на целостность и безопасность опасного груза, тогда нужно в первую очередь сделать следующее:

  1. Незамедлительно оповестить руководство корабля о случившемся.
  2. Принять все необходимые меры по предотвращению взрыва, замыкания. Утечек газов или ядовитых паров.
  3. Устранить по возможности последствия аварии.
  4. В случае повреждения упаковки опасного груза на открытом пространстве водной глади следует максимально изолировать помещение, где находится такая тара.
  5. При первой же остановке в том или ином порту способствовать принятию решения по утилизации такого груза, с поврежденной упаковкой. Для этого вызывают специалистов или представителей санстанции.

После того как опасность с корабля убрана, то место, где был расположен груз, следует вычистить и продезинфицировать, а затем, все высушить.

Ответственность за нарушение правил

За нарушение правил регистрации судов, которые могут участвовать в перевозках ОГ полагается уголовная ответственность, которую несут организаторы судоходной компании.

Следует отдельно выделить ответственность отправителя, которая заключается в следующем:

  1. При передаче транспортнику опасного груза обязательно должно указывать класс и степень его опасности.
  2. В случае если перевозчик не был осведомлен об особенностях погрузки, содержания в пути, хранения или обращения с грузом, грузоотправитель обязан будет понести ответственность в следующих случаях:
    • оплачивает ущерб транспортной (судоходной) компании, когда груз нанес ущерб судну;
    • отвечает за целостность опасных материалов или товара при экстренной выгрузке посреди маршрута или в начальном порту;
    • при обезвреживании ОГ без объяснений и выплаты, компенсирующих его стоимость сумм, полностью отвечает перед грузополучателем или покрывает стоимость утраченного груза самостоятельного без привлечения перевозчика.
  3. Не несет ответственности за сохранность груза в пути по морю, если предупредил в надлежащем порядке перевозчика обо всех тонкостях и нюансах, связанных с грузом и его хранением на борту.

Грузоотправитель ставит в известность перевозчика о том, что груз опасен путем маркировки, а также отметок в накладной и в любом другом документе, который бы послужил доказательством, что перевозчик был предупрежден.

В случае, когда перевозчик не был поставлен в известность о степени опасности груза, он будет иметь полное право выгрузить его на полпути или прямо посреди процесса погрузки.

А в некоторых случаях перевозчик имеет право даже обезвредить такой груз, причем, без всякого материального возмещения отправителю или грузополучателю. Это случается тогда, когда перевозчика не предупредили об опасности груза, который стал угрозой для жизни людей на море.

Большое внимание всем тонкостям и нюансам перевозки опасных грузов морем уделяется не просто так. Это необходимо для того чтобы весь корабль с экипажем и сам груз были максимально защищены, как говорится, на все случаи жизни.

Весь груз должен сопровождаться соответствующей документацией, быть упакован в крепкую и надежную тару или емкость.

По возможности будет лучше, если при нем будет сопровождающий, который должен регулярно проверять целостность емкостей, контейнеров и прочих видов упаковки.

Видео: Система контроля и надзора перевозки опасных грузов

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Все про вождение © 2020 ·   Войти   · Все права защищены Наверх