Звонок бесплатный
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 110-56-12 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-50-97 (бесплатно)
Регионы:
8 (800) 222-69-48 (бесплатно)
≡ 

Рекомендации экспертов ООН по перевозке опасных грузов

При перевозке опасных веществ всегда существует вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций способных привести к загрязнению окружающей среды, к причинению вреда здоровью людей, а так же к повреждению какого-либо имущества.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Чтобы снизить вероятность критической ситуации, специалистами разработаны специальные рекомендации, которых следует придерживаться как при внутригосударственной, так и при международной перевозке опасных грузов.

Когда были утверждены

Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов, типовые правила впервые были разработаны экспертной группой при экономическом совете в 1956 году.

На протяжении последних лет, в связи с развитием транспортной логистики, науки и промышленности, документ постоянно совершенствовался: появлялись новые разделы, описывались новые вещества, принимались дополнительные меры по безопасности.

Действующий в настоящее время документ, пятнадцатая редакция, был принят в 2006 году.
Каждое отдельное государство обязано разрабатывать собственные правила, не противоречащие международному документу. Этого же принципа придерживается и РФ.

Назначение и цели рекомендаций ООН по перевозке опасных грузов

В первую очередь документ предназначен для правительств стран, занимающихся разработками собственных нормативных актов, касающихся транспортировки вредных веществ.

Приведенных рекомендаций так же должны придерживаться и международные организации, контролирующие процесс транспортировки грузов в отдельной области:

  • Совет по железнодорожному транспорту;
  • ИАТА – ассоциация воздушного транспорта;
  • ИМО, контролирующая морские перевозки.

Международные автомобильные перевозки осуществляются на основании Европейского соглашения (ДОПОГ).

Рекомендации разработаны с определенными целями, к которым относятся:

  • предотвращение экологических катастроф. Некоторые виды опасных веществ, например нефтепродукты, могут нанести серьезный урон водоемам. Из-за разлива нефти погибают все живые организмы – рыбы, растения, животные;

Легковоспламеняющиеся вещества способны вызвать возгорание лесов, жилых массивов, иных памятников архитектуры, что приведет к уничтожению мировой истории, людей, животных и редких растений.

  • охрана народного хозяйства. Неправильная транспортировка опасных веществ может привести к заболеваниям и гибели окружающих людей, уничтожению транспортной сети, технических средств, используемых для транспортировки и так далее.

Правила транспортировки грузов так же регламентируют:

  • процесс подготовки к транспортировке, включающий в себя:
    • оснащение и подготовку транспортного средства к перевозке;
    • необходимость использования для отдельного вида груза специальной маркированной тары;
    • обучение персонала, осуществляющего погрузочно-разгрузочные работы;
    • дополнительное обучение технике безопасности водителей и лиц, сопровождающих грузы;
    • оснащение пунктов погрузки и разгрузки специализированной техникой, а так же средствами безопасности;
    • организацию безопасности в пути следования транспортного средства.
  • безопасность транспортировки. Нормы, которые требуется выполнять при перевозке, четко регламентируются законодательными актами. Например, при перевозке легковоспламеняющихся веществ автомобилями требуется наличие дополнительных огнетушителей, располагающихся в разных отсеках транспортного средства: в кабине водителя, на перевозочной платформе; в зоне обслуживания цистерны;
  • управление транспортировкой. При выполнении перевозки опасных грузов важно:
    • утвердить с различными государственными организациями маршрут следования транспортного средства;
    • правильно подобрать транспорт, отвечающий всем правилам безопасности;
    • обеспечить получение актуальной информации при передвижении состава.
  • комплекс мер, направленных на устранение последствий чрезвычайной ситуации:
    • способы тушения пожаров. Для некоторых видов веществ применение воды недопустимо. Для устранения пожара в таких ситуациях требуется пользоваться пеной или порошковыми средствами. Способы локализации пожаров отражаются при нанесении маркировки на упаковочную тару;
    • приемы ликвидации загрязнения газами, химическими веществами, инфекционными составами и так далее, которыми необходимо руководствоваться при транспортировке;
    • случаи, при наступлении которых требуется эвакуация населения с соседних с местом трагедии территорий;
    • правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Таким образом, рекомендации направлены на обеспечение безопасности, как при непосредственной транспортировке, так и при подготовке перевозки.

Классификация

Экспертами, работающими при ООН, разработана единая классификация различных опасных веществ, которая необходима для организации транспортировки и предотвращения катастроф. Все вещества разделены по физическим и химическим свойствам.

В основу классификации положено распределение грузов по классам и подклассам:

  • 1 — материалы, которые могут привести к взрыву (взрывчатые вещества):
    • 1.1 – изделия и материалы, взрывающиеся общей массой, то есть при возникновении возгорания груз уничтожается взрывом полностью;
    • 1.2 – материалы, не способные привести к единому взрыву;
    • 1.3 – вещества, способные взорваться при определенных условиях, но взрыв не всегда является следствием критической ситуации;
    • 1.4 – изделия, имеющие возможность образования незначительного взрыва малой силы, который не приводит к нарушению упаковки;
    • 1.5 – взрывчатые материалы, с малой вероятностью массового взрыва;
    • 1.6 – иные изделия, отличающиеся незначительной вероятностью взрыва, но не исключающие наступления такого последствия.
  • 2 — газы, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих условий:
    • давление выходящих паров при температуре в 50ºС не менее 300 кПа;
    • сжатые газы, при транспортировке которых критической температурой является показатель ниже -10ºС;
    • сжиженные газы, с показателями критической температуры в пределах -10ºС — +70ºС;
    • газы, растворение которых проведено под давлением или сжиженные газы, полученные путем воздействия низкой температуры;
    • 2.1 – газы, не относящиеся к категории легковоспламеняющихся;
    • 2.2 — невоспламеняющиеся, но ядовитые газы;
    • 2.3 – легковоспламеняющаяся продукция;
    • 2.4 – легковоспламеняющаяся и ядовитая продукция;
    • 2.5 – газы, не устойчивые к любому химическому воздействию;
    • 2.6 – ядовитые и химически неустойчивые газы.
  • 3 — жидкости, суспензии, растворенные твердые вещества с высоким показателем воспламенения, а так же жидкости, выделяемые пары, способные воспламениться при температурном режиме +23ºС — +61ºС:
    • 3.1 – жидкости и иные вещества с температурой вспышки ниже -18ºС;
    • 3.2 – вещества, вспыхивающие при температуре -18ºС — +23ºС;
    • 3.3 – вещества, с температурой вспышки +23ºС — +61ºС.
  • 4 — вещества и иные материалы, способные привести к самовозгоранию в результате трения, нагревания, химической реакции, взаимодействия с влагой (не относящиеся к 1 и 3 группам):
    • 4.1 – твердые вещества, способные загореться при кратковременном воздействии посторонних источников;
    • 4.2 – вещества, подверженные самовозгорания при стандартных условиях перевозки;
    • 4.3 – предметы и материалы, выделяющие самовоспламеняющиеся газы.
  • 5 — вещества, одним из свойств которых является выделение кислорода:
    • 5.1- окисляющие материалы, которые сами по себе не представляют большой угрозы, но при взаимодействии с иными веществами могут стать источником дополнительной опасности, так как выделение кислорода ускоряет и поддерживает возгорание;
    • 5.2 – органические пероксиды, чувствительные к трению и ударам.
  • 6 — вещества, способные при соприкосновении с живым организмов вызвать серьезное заболевание или смерть:
    • 6.1- ядовитые материалы, вызывающие отравление при попадании внутрь организма через дыхательные пути или при соприкосновении с кожей;
    • 6.2 – все препараты, имеющие в составе болезнетворные микроорганизмы и в равной степени опасные для людей и животных.
  • 7 — все материалы, приборы и иные вещества, имеющие радиоактивность более 70кДж на 1 килограмм;
  • 8 — химические вещества, способные вызвать поражение человека, технических средств и окружающей среды:
    • 8.1 – различные кислоты;
    • 8.2 — щелочи;
    • 8.3 – иные едкие и коррозийные материалы.
  • 9 — изделия и материалы, не относящиеся ни к одному из перечисленных классов опасности, но способные нанести вред при несоблюдении условий транспортировки:
    • 9.1 – жидкие или твердые вещества, обладающие высоким показателем горючести, но не относящиеся к 3 или 4 классу;
    • 9.2 – материалы, которые при наступлении определенных химическим составом условий могут выступать в роли едких или коррозийных.

    Следует отметить, что классификация опасных грузов ни коим образом не связана с установлением приоритета по опасности, то есть 1 класс не считается самым опасным, а 9 – самым безопасным.

Подготовка работников, имеющих дело с опасными веществами

Специальная подготовка для транспортировки опасных грузов требуется следующим людям:

  • водителям транспортных средств;
  • сопровождающим;
  • лицам, занимающимся погрузочно-разгрузочными работами;
  • лицам, специализирующимся на подготовке сопроводительного пакета документов;
  • людям, отвечающим за упаковку и маркировку товаров.

Подготовка заключается в прохождении специализированного курса и сдачи практического экзамена.

Проверяются знания в области:

  • правил перевозки;
  • правил погрузки (выгрузки);
  • классификации и маркировки товаров;
  • совместимости различных классов;
  • техники безопасности;
  • подготовки документации;
  • устранения последствий аварии.

Подготовкой занимаются специальные организации, которые после обучения выдают свидетельство о прохождении обучения. Срок действия документа составляет 5 лет. После окончания указанного периода требуется прохождение переподготовки.

Погрузка и хранение

Работы по погрузке или разгрузке товаров повышенной опасности производится квалифицированными специалистами в специально отведенных местах.

В каждом отдельном фронте, используемом для этих целей, должен находиться локальный акт, отражающий:

  • перечень проводимых работ;
  • условия проведения операций;
  • порядок осмотра тары и транспортного средства;
  • перечень лиц, несущих ответственность за выполнение работ;
  • порядок прохождения технического инструктажа перед началом работы;
  • правила безопасности;
  • указания на действия конкретных лиц, которые требуется предпринять в случае аварии.

Перед непосредственной погрузкой (разгрузкой) необходимо:

  • проверить документы на соответствие маркировке, расположенной на таре;
  • осмотреть транспортное средство на предмет повреждений и допуску к транспортировке опасных веществ;
  • проверить правильность упаковки и маркировки товаров.

Погрузочные работы производятся специализированной техникой (кран, лебедка, погрузчик и так далее) в исправном состоянии. Запрещается использование технических средств, не прошедших проверку на исправность.

Погрузка осуществляется в присутствии водителя, сопровождающего лица и человека, ответственного за проведение данного вида работ.

Если в договоре перевозке указывается необходимость хранения опасных грузов на складе организатора перевозки, то требуется:

  • предоставить помещение, отвечающее всем требованиям безопасности. Каждый склад должен быть оборудован различными системами безопасности, например, система автоматического пожаротушения;

Работники склада должны иметь отдельное помещение, отделенное от склада противопожарными перегородками. Каждое помещение должно быть оборудовано отдельным входом.

  • аккуратно разместить товары, соблюдая правила совместимости и разделения отдельных классов грузов;
  • следить за строгим соблюдением условий хранения.

Маркировка и знаки опасности

При погрузке вредных веществ для транспортировки отдельное внимание уделяется маркировке грузов и установке соответствующих знаков опасности.

На каждой таре должна быть маркировка, в которой указано:

  • наименование перевозимого вещества;
  • номер товара по классификации, разработанной экспертами ООН.

Если производится транспортировка радиоактивных веществ, то при маркировке дополнительно указывается наименование грузоотправителя или грузополучателя.

Маркировка должна соответствовать следующим требованиям:

  • знаки должны наноситься разборчиво и ясно. Рекомендуется применение трафаретов;
  • краска, используемая для маркировки должна выдерживать любые погодные условия и не терять при этом своих качеств;
  • цвет краски должен быть контрастным по отношению к цвету упаковки;
  • при необходимости нанесения на поверхность тары маркировки нескольких опасных веществ необходимо соблюдать требования разделения.

В дополнение к маркировке на таре указываются знаки приоритетной опасности. На каждом знаке должно располагаться:

  • символическое изображение опасности, например, при транспортировке взрывчатых веществ изображается взрывающаяся бомба. Рисунок наносится черной краской на оранжевый фон;
  • название опасности. При перевозке внутри страны достаточно указать название на русском языке. При международной перевозке название может быть указано на английском, французском или испанском языках;
  • класс опасности по принятой классификации.

Знак опасности должен быть нанесен как на отдельную тару, так и на транспортное средство. Причем, если перевозка производится железнодорожными вагонами, то знак располагается не только по бокам вагона, но и на крыше.

Требования к таре и упаковке

Вся тара, используемая для перевозки опасных веществ, должна быть изготовлена и испытана в соответствии с принятыми стандартами. Например, при транспортировке жидких веществ проверяется герметичность емкости и работа насосных установок.

Для изготовления тары должны применять исключительно те материалы, которые не могут вступить в реакцию с опасным грузом ни при каких обстоятельствах.

А при перевозке отдельных видов грузов, например, радиоактивных препаратов, упаковка должна препятствовать распространению вредных свойств вещества.

Тара и упаковка проверяются перед началом погрузочных работ, а впоследствии маркируются соответствующими знаками. Недопустимо использование тары, не соответствующей требованиям безопасности.

При аккуратном выполнении всех рекомендаций по транспортировке опасных грузов, разработанных специалистами ООН, возможность возникновения чрезвычайной ситуации сводится к минимуму, а если все-таки критическая ситуация возникает, то маркировка и знаки опасности позволяют в кратчайшее время подобрать нужные средства для ликвидации последствий.

Видео: Маркировка упаковок при перевозке опасных грузов

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Все про вождение © 2019 ·   Войти   · Все права защищены Наверх