Регресс по КАСКО к виновнику
Предыдущая статья: Как рассчитать КАСКО онлайн
Следующая статья: Рейтинг страховых компаний 2020 года по ОСАГО
Страховая компания в отдельных случаях может предъявлять претензии регресса по КАСКО к виновникам аварии. Выясним, когда такая ситуация может возникнуть, а также определим, обязан ли водитель соглашаться с заявленными требованиями страховщика.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Мало кто при приобретении полисов автострахования интересуется понятиями суброгации и регресса. А это стоит знать, чтобы не пришлось возвращать страховой организации выплаченную компенсацию пострадавшему лицу. И, поверьте, расходы из вашего кармана могут быть внушительными.
Рассмотрим подробнее понятие регресса по КАСКО страховой компании к виновнику ДТП.
Что это такое
Страховые организации не очень рады, когда приходится платить по страховке, тем более за виновников дорожно-транспортных происшествий.
В некоторых случаях после произведения выплат по страховому случаю страховщики взыскивают потраченные средства с виновного в аварии лица. И тогда имеет место регресс.
В соответствии с правилами, страховщиком виновного лица производится выплата компенсации, что отражена в регрессном требовании.
Но стоит помнить, что есть случаи, когда сумму ущерба платит автовладелец. Обычно при оформлении КАСКО агенты говорят, когда именно страхователь должен возмещать ущерб самостоятельно.
Суть регресса в том, что страховая компания платит компенсацию, а затем требует ее с виновного в аварии лица. Но так как виновник определяется только судом, то и регрессное требование выдвигается при наличии соответствующего решения судебного органа.
Как быть, если подтверждением виновности автособственника в дорожно-транспортном происшествии будет только справка из отделения ГИБДД и протокол о нарушении административного характера? Регрессные требования к нему страховой компанией предъявляться не могут.
Нередко подается исковое заявление с указанием суммы выплат по КАСКО минус предельный размер выплат по обязательному автострахованию.
Но учтите, что выплаты по КАСКО производятся согласно условиям, прописанным в соглашении, а не Гражданскому кодексу Российской Федерации, где прописаны особенности возмещения нанесенного ущерба.
Возмещается причиненный ущерб по КАСКО без учета износа транспортного средства, по цене на ремонт СТО, может быть включено ряд дополнительных расходов потерпевших, что предусмотрены страховыми программами.
В соответствии с ГК России виновники нанесения ущерба должны возмещать затраты на ремонт. Некоторые из юристов убеждены в том, что износ стоит учитывать.
Вопрос регресса по договору КАСКО рассматривается в ст. 965 Гражданского кодекса.
Стоит отметить, регресс возможет только при условии, что страховщик и страхователь заключили соглашение имущественного страхования, а не страхования от риска угрозы здоровью и жизни, даже если имеет место дорожно-транспортного происшествия.
Кто имеет право предъявить требование по регрессу по КАСКО
Как уже упоминалось, право предъявлять требования по регрессу по КАСКО есть у страховых компаний, которые произвели выплату по риску за виновника.
Такое право организация имеет в случае:
- умышленного причинения вреда жизни и здоровью пострадавшего в аварии лица;
- причинения вреда здоровью при алкогольном опьянении водителя;
- когда виновник скрылся с места происшествия;
- причинения вреда лицом, у которого нет допуска к управлению транспортным средством.
Стоит знать такие правила:
- Для подачи иска страховой компании по КАСКО по праву регресса сначала производится выплата по ущербу страхователю.
- Страховой компанией взыскивается уплаченная сумма только тогда, когда ее страхователь является пострадавшим лицом.
- Наличие права предъявлять регрессные требования не лишит пострадавшего требовать с виновного лица возмещения вреда, что не покрыла страховая выплата.
- Виновное лицо, которое является истцом при рассмотрении регрессного дела по КАСКО, может оспорить величину выплаченной компенсации страховщиком.
О КАСКО Лайт без оплаты страховой премии читайте здесь.
Что делать, если не вписан в полис
К примеру, в страховку КАСКО вписано только одного водителя, хотя фактически им управляют 2 человека.
Ранее в таких случаях страховые организации отказывались выплачивать компенсацию, если за рулем на момент аварии находилось лицо, которое не вписано в полис. А известно, что внесение нескольких водителей в страховку влияет на ее стоимость.
30.01.2013 года Верховным судом Российской Федерации дано разъяснения для страховщиков. Содержит такой документ 29 страниц.
Принято постановление обязать выплачивать страховым компаниям страховые премии. То есть, страховщик должен перечисляться компенсационные средства водителю, который указан в полисе, даже в тех случаях, когда в дорожно-транспортное происшествия попало лицо, имя которого отсутствует в полисе.
Суд считает, что страховые организации страхуют транспортное средство, а не человека, который управляет транспортом. А значит, выплата должна производиться в обязательном порядке.
Но вот остается риск того, что будет выдвинуто регрессное требование, если попал в аварию водитель, который не вписан в договор КАСКО.
Можно ли не платить, если страховая фирма предъявит такое требование? Такого права у вас нет. Но вот уменьшить затраты можно, приобретя страховку от риска своей халатности. То есть, дополнительно оформите ДСАГО, чтобы полис покрывал ответственность вплоть до 1 млн. рублей.
Так можно будет оплатить долг перед страховой компанией, что возник из-за ДТП, в котором вы стали участником.
Есть и такой вариант – уменьшить объемы выплат. Для этого стоит уверить суд в вашей невиновности, или хотя бы снизить степень вины. Тогда с вас не возьмут 100 процентов от выплаченной суммы компенсации.
Что для этого нужно:
- Докажите, что в аварии есть иные обстоятельства столкновения машин, которые повлияли на действия виновного лица.
- Присутствуйте при проведении экспертиз транспорта пострадавшего лица, чтобы увериться в том, что не прибавлено лишнего.
- Обжалуйте виновную сторону.
- Убедитесь, что в акте осмотра транспорта не прописаны повреждения, которые не получены при ДТП.
- Обратите внимание, учтено ли износ авто, правильно ли произведена калькуляция.
Если по вашей вине произошла авария, на момент которой вы находились за рулем служебного авто и стали виновником, сумма взыскания не может превысить величину зарплаты.
Остальные средства погашаются компанией, на балансе которой находится транспортное средство, и в которой работает виновник аварии.
Примеры из судебной практики
Иногда автомобилисты пытаются урегулировать спор о возмещении выплаченной страховой компанией суммы в досудебном порядке. За это время вы установите удобный график, в соответствии с которым будете погашать задолженность.
Но есть также и шанс, что при рассмотрении ситуации еще до суда отпадет необходимость обращения в уполномоченный орган, чтобы добиться правосудия.
Чтобы разобраться, как именно осуществляется регресс по КАСКО, приведем следующие примеры из судебной практики. Ведь все случаи разнятся.
Ситуация 1
Произошла авария и через два месяца страховая организация предоставила одному из участников уведомление-претензию о том, что он является регрессным должником. Размер долга перед страховщиком составил 400 тыс. рублей.
Суд определил, что именно данное лицо является виновным в дорожно-транспортном происшествии. Только есть одна неясность – почему страховой организацией насчитано такую большую сумму по нанесенному ущербу.
Гражданин обратился в суд для рассмотрения дела о превышении суммы требования.
После разбирательств стало ясно, что при проведении экспертизы повреждений транспортного средства, виновник не присутствовал (его не приглашали). Было посчитано одни и те же повреждения. Страховая компания провела новую проверку уже в присутствии виновного лица.
Размер компенсации был уменьшен до 280 000 рублей.
Ситуация 2
В аварию попали 2 автомобиля. Оба водители нарушили правила дорожного движения, что подтверждает протокол, составленный инспектором ГИБДД.
Одно авто пострадало несильно (ущерб не превышает 15 000 рублей). Второе транспортное средство повреждено больше (ущерб составляет 200 000 рублей).
Суд определил, что виновность водителя первого автомобиля составляет 70%, а второго – 30%. Соответственно, первый водитель обязан заплатить второму автомобилисту 70% от суммы ущерба (140 тыс. руб.), а второй первому – 30% от размера ущерба (4,5 тыс. рублей)
Каждая из сторон имеет страховой полис КАСКО, поэтому были согласны с судебным решением.
Существует ли срок давности
Исковая давность при регрессе с виновника по КАСКО составляет три года (ст. 1079 Трудового кодекса). Отсчет этого времени стоит начать с того момента, когда произошла авария.
Даже в том случае, когда срок действия полиса окончился, но 3 года с момента дорожно-транспортного происшествия не прошло, сохраняйте страховку и документацию, которая касается аварии и способна уменьшить степень виновности.
Если три года прошло, а страховая компания все равно предъявила претензию о регрессе, вы не должны ничего платить. Просто напомните о том, что срок давности уже истек.
Регресс по КАСКО – неприятная ситуация для автовладельца, которая отразится на его бюджете. Но стоит помнить не только свои обязательства, но и права.
Ведь иногда страховая компания превышает свои полномочия и требует либо слишком большую сумму, либо предъявляет претензии незаконно. Именно знания правил предъявления претензий позволят вам защитить себя.
Как проверить полис КАСКО в ВСК по номеру, смотрите по скриншотам.
О скидках на КАСКО в Ингосстрахе узнайте из информации.
Видео: Что такое Регресс
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.