Авария на переезде
За любые нарушения, которые допускаются на железнодорожном переезде водителями, полагается наказание – административная ответственность в виде удержания с виновника штрафа, либо же – лишение водительских прав на определенный срок.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
(Москва)
(Санкт-Петербург)
(Регионы)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Сегодня достаточно много подобных случаев правонарушений уже зафиксированы в базе данных ГИБДД, не говоря уже о прошлых годах. Одним словом, аварии происходят на переездах очень часто, почему от водителей и требуют предельного внимания в этих местах.
Статистика за 2020-15 гг.
Данные статистики аварий, произошедших на железнодорожных переездах, за период с середины 2013 года, весь 2020 год и по май месяц 2020 года показывают следующую картину:
По территории Российской Федерации | 651 ДТП |
Пострадали в результате аварий на переездах | 522 человека |
Погибших после ДТП на ж-д переездах | 143 человека |
Разбито после столкновения на переезде с другим транспортом | 351 автомобиль |
Повреждены после ДТП именно на переезде | 394 поезда |
Повреждены | 52 вагона, 242 локомотива |
Приостановка движения поездов из-за аварий составляла | всего 13 суток |
При этом в Москве и Московской области отмечается почти 40 случаев, когда в 2020 году случались аварии на железнодорожных переездах.
Кто чаще становится виновником
Чаще всего причиной катастроф на дорогах в местах пересечений с железнодорожным полотном являются водители, их невнимательность и халатность.
На втором месте считается, что аварию могут спровоцировать некачественное обслуживание и регулировка мест пересечений дорого – автомобильных и железных.
Зачастую аварии могут случаться там, где еще не обустроены развязки двух разных дорог, точнее, их пересечений, не установлены еще знаки, светофоры и нет дежурного регулировщика, который мог бы вовремя предупредить водителя автотранспортного средства о приближающемся поезде.
Реже виновниками являются машинисты поездов или сотрудники железнодорожного патруля, работающие на участках переездов. И совсем уж редкими случаями бывают аварии, случившиеся по вине пассажиров или пешеходов, хотя не стоит и такое исключать.
Правила безопасного движения
Следует сразу отметить разницу между семафором и светофором, ведь это сигнальное оборудование, которое регулирует движение на переезде.
Светофор находится на обочине автодороги ближе к перекрестку с железнодорожным полотном. Это обычный автодорожный светофор, имеющий три сигнальных цвета.
А семафор – это сигнальный указатель из одного или двух цветовых сигналов, который располагается непосредственно на железной дороге, но вблизи с перекрестком автодороги.
При пользовании автотранспортных средств водитель в первую очередь обязан обращать внимание на автодорожный светофор, затем, на семафор и на закрывающийся шлагбаум.
Нельзя ни в коем случае пересекать закрывающийся или уже закрытый шлагбаум. Все нормы поведения на дороге водителей, их реакции на светофоры, в том числе и на переездах, прописываются в пунктах ПДД – 6.1-6.15.
Самый важный нюанс, на который любой водитель должен обратить внимание – светофор и семафор могут отменять действия дорожного знака «STOP», который принуждает водителей останавливаться уже непосредственно у него.
Другими словами, если загорелся разрешающий сигнал, тогда можно проезжать мимо дорожного знака.
Отметим основные пункты правила дорожного движения (ПДД), которые регулируют действия водителей на переезде:
- Пункт 6.14 – запрет на пересечение железнодорожного полотна, если уже замигал запрещающий сигнал светофора.
- Пункт 6.13 – нежелательная экстренная остановка на переезде по вине водителя, по вине образовавшегося затора машин, по вине некачественной работы дежурного.
- Пункт 5.2 или 6.16 – общие правила, как правильно пересекать жд переезд.
- Пункт 15.4 – тормозить свое автотранспортное средство следует на расстоянии 5 метров до шлагбаума.
- Пункт 8.12, 8.11 – запрет давать задний ход, если уже остановил машину по ходу движения на жд переезде или вблизи него.
- Пункт 5.12 – соблюдение знаков на дороге, которые предупреждают о том, что сейчас будет железнодорожный переезд по ходу движения автотрассы.
Нужно сказать, что железнодорожный семафор не имеет предупреждающего желтого сигнала, как у автодорожного светофора. А давать задний ход остановившейся машине нельзя по правилам дорожного движения. Что же делать?
Водителям строго рекомендуется, чтобы они, подъезжая к переезду, в первую очередь обращали внимание на сигналы семафора.
Таким образом, в случае внезапного появления запрета на пересечение переезда, водитель успеет вовремя затормозить.
Этому помогает предупреждающий дорожный знак, который по ГОСТу 52289-2004 (п.5.3.7) устанавливается, как правило, за пределами видимости железнодорожного полотна.
При случившемся ДТП сотрудники ГИБДД даже замеряют расстояние от ближайшей рельсы до дорожного знака, которое по стандарту должно быть не менее 10 м.
Ответственность водителей авто за происшествие
Законодательством определены меры наказания в тех или иных случаях, когда нарушаются правила пользования дорогами на тех участках, где имеются пересечения с железнодорожным полотном.
Так, ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ определяет степень ответственности в тех случаях, когда были отмечены следующие нарушения:
- водитель пересек железную дорогу в неположенном месте, что называется – вне железнодорожного переезда;
- при закрывающемся или уже закрытом шлагбауме водитель пересек жд дорогу в месте переезда;
- при запрещающем сигнале семафора или дежурного, который работает на железнодорожном переезде, водитель все равно пересекал железнодорожное полотно;
- водитель умудрился устроить стоянку на железнодорожном переезде или же просто остановил машину на проезжей части в месте движения поездов.
Такие неправомочные действия могут напрямую спровоцировать катастрофу, может в одночасье произойти авария на железнодорожном переезде, если водитель игнорирует правила дорожного движения или же находится в алкогольном, наркотическом опьянении.
Кроме того, даже простая невнимательность может привести к нежелательным последствиям в виде определения меры наказания за нарушение движения на переезде – лишение водительского удостоверения сроком от трех до шести месяцев.
А кроме лишения прав вождения автотранспортных средств, могут также назначить оплату внушительной суммы административного штрафа по закону – ч. 2 ст. 12.10 КоАП РФ.
Если нет пострадавших
Если случилась аварии в случае, когда водитель пересек железную дорогу в месте переезда во время запрещающего сигнала, ему будет назначена мера наказания по статье административного Кодекса – ст. 12.12 КоАП РФ.
За любое другое нарушение в виде пересечения переезда в неположенное время и месте действует ст. 12.10 КоАП РФ.
А в случае причинения ущерба имуществу других участников аварии, да еще, если это произошло обманным путем, тогда ответственность виновник понесет еще и по ст. 165 УК РФ.
Причем, он может еще оплатить пострадавшей стороне не, только материальный, но еще и моральный ущерб (ст. 1097 ГК РФ).
Когда нет пострадавших, то могут применяться следующие штрафы:
За проезд на красный свет, запрещающий пересечение переезда | 1000 руб. и лишение водительских прав на период от 3 до 6 месяцев |
Повторное нарушение проезда на красный свет светофора | 5000 руб. и лишение водительских прав на период 1 год |
Если на автодороге неподалеку от железнодорожного переезда еще и прочерчена дорожная разметка, ограничивающая движение | нарушение правил пользования линией влечет за собой штраф 800 руб. |
Каждому водителю не помешает напомнить, что железнодорожный вид транспорта имеет преимущество перед автомобильным видом транспорта.
Поэтому в первую очередь именно поездам уступается дорога и освобождается железнодорожное полотно, чтобы обеспечить беспрепятственное движение составов. Тем более что перемещающийся состав остановить быстро невозможно.
Выплаты по ОСАГО при ДТП со смертельным исходом освещаются здесь.
С пострадавшими
Когда авария произошла с большей интенсивностью и степенью тяжести последствий, которые повлекли за собой вред здоровью и жизни пострадавшей стороны, тогда виновник ДТП будет привлекаться к ответственности по статье 12.24 КоАП РФ.
Если травмы раненных в результате ДТП людей зарегистрированы в тяжелой степени, тогда наступает уголовная ответственность виновника, и она будет уже рассматриваться по ст. 264 УК РФ.
Все повреждения, нанесенные по вине водителя автомобилю или здоровью пострадавшей стороны, должны компенсироваться путем выплаты страховки по полису ОСАГО. При серьезных увечьях в результате аварии виновника могут посадить в тюрьму сроком до 2 лет.
Со смертельным случаем
В этом варианте последствий аварии действуют те же законы, что и при пострадавших в тяжелой форме – статьи 264-265 Уголовного Кодекса РФ, ст. 12.24 Административно-правового Кодекса РФ.
Величина и размер уголовной ответственности в таких случаях определяются судом, с рассмотрением всех обстоятельств дела, но однозначно, что мерой наказания будет лишение свободы на тот или иной срок.
Подобного рода ответственность перед законом, которую должен понести преступник, будет определена судебным органом в связи с теми или иными последствиями, которые были причинены пострадавшему.
Чаще всего при аварии со смертельным исходом с пострадавшими на переезде, применяется наказание с лишением свободы на 5 лет с арестом водительских прав.
Если виновник еще и покидал место ДТП, а затем его обнаружили, тогда у водителя могут отобрать права на 1,5 года.
Ответственность ж-д компании за неисправный шлагбаум
Вина водителя автотранспортного средства – это не единственный фактор, повлекший за собой образование ДТП.
Следует обратить также внимание и на железнодорожную компанию, на которой лежит ответственность следить за исправностью шлагбаума, сигналов семафора или надлежащим качеством работы сотрудника железнодорожного дежурного участка.
Неточности в работе техники, обслуживающей железную дорогу и регулирующее движение по ней могут быть в следующем:
- Семафор еще не загорелся запрещающим сигналом, а шлагбаум уже стал закрываться.
- Шлагбаум еще не закрылся, а сигнал семафора или автодорожного светофора уже показывает запрет на пересечение жд переезда.
- Дежурный на участке жд переезда опаздывает или слишком торопиться с запрещающими сигналами, когда показывает их водителю.
- Неисправность дорожного полотна, когда по вине дорожных ремонтных служб, водителям приходится объезжать переезд, застревать колесами в ямах и т.д.
Эти, равно как и любые другие нарушения в работе жд компании, обслуживающей переезды, могут повлечь за собой заторы, в результате которых водителю пришлось остановить свой автотранспорт прямо на переезде.
Этот фактор экстренной остановки также может привести к аварии. Поэтому бывают случаи, когда к ответственности привлекается и юридическое лицо – железнодорожная компания.
Действия при ДТП на переезде
В случае, когда авария на дороге в месте пересечения с железнодорожным полотном уже произошла, следует сразу же сориентироваться, что делать дальше.
Общие правила для всех участников происшествия гласят, что при столкновении авто и железнодорожного транспорта следует осуществить следующие действия:
- Собраться с мыслями, насколько это возможно.
- Определить пострадавшую сторону.
- Произвести осмотр раненных людей и по возможности оказать первую помощь.
- Заручиться поддержкой очевидцев, взять их контактные данные – телефонные номера, адрес или другие контакты.
- Вызвать скорую помощь, пожарную службу, полицию, МЧС и независимых экспертов. При вызове сотрудников МЧС или пожарной, следует обратить внимание на степень повреждений, очаги опасности, которые могут проявиться вследствие аварии и другие взрывоопасные факторы, устранить которые помогают именно эти службы.
После прибытия сотрудников ГИБДД, будет составлен протокол о наличии того или иного правонарушения, повлекшего за собой столкновение транспортных средств в месте переезда.
Выносится заключение о виновной стороне – водитель, пешеход, пассажир, дорожная служба и другие виновники, которые могли бы быть в обстоятельствах дела.
После определения нарушителя, если таковым оказался все же водитель, ему назначается административный штраф или через суд – лишение прав вождения на определенный срок.
Водителя авто
В случае если водитель всего однажды нарушил правила дорожного движения в месте переезда, тогда ему назначается ответственность – лишение водительских прав сроком до 6 месяцев по ч.1 ст. 12.10 КоАП РФ.
А если такое правонарушение будет зафиксировано за этим же водителем повторно, тогда лишить прав вождения автомобилем могут на год – ч.3 ст. 12.10 КоАП РФ.
Если машина водителя заблокировала проездные пути, то после прочерченной схемы аварии, следует затем только машину убрать, чтобы освободить движение других транспортных средств. Осмотреться вокруг и выявить раненных, оказать им первую помощь.
Ни в коем случае нельзя покидать место происшествия, потому как за это будет также дополнительная мера наказания.
Машиниста
На основании Инструкции № 566-ЦП от 29.06.1998 г., которая регулирует эксплуатацию жд переездов по Российской Федерации и находится сейчас на рассмотрении и редактировании законодательными органами, можно выявить следующие основные действия для машинистов подвижных составов в отношении эксплуатации железнодорожного транспорта на переездах.
Вот они:
- Перед переездом убавить ход машины до 15 км/ч.
- Несмотря на то, что поезд – это приоритетный транспорт и ему должно уступать дорогу, машинист все равно должен внимательно следить, чтобы ничто не преграждало ему путь.
- При замеченном движении впереди активно подавать сигналы гудка поездка. Причем предупредительный гудок в любом случае подается даже, если нет никаких правонарушений на дороге.
- Иметь постоянную телефонную связь с диспетчером или дежурным на том или ином участке жд переезда, чтобы машинисту они могли доложить обстановку на дорогах по пути следования его поезда.
- Максимально затормозить, насколько это будет возможным, поезд в случае, если обнаружено нарушение движения впереди. При этом показания светофора, преграждающего путь автомобилям, машинисту также должны быть хорошо видны.
Во время уже случившегося ДТП машинист должен постараться быть собранным, трезво соображать и сразу же оповестить о катастрофе своему непосредственному начальству или хотя бы предупредить об этом диспетчерскую службу.
После этого следует осмотреть пассажиров поезда, если он является машинистом пассажирского жд транспорта. Если потребуется, то нужно оказать первую помощь раненным, вызвать скорую, полицию и т.д.
Пассажиров автомобиля
При ДТП пассажиры не должны в первую очередь впадать в панику, что, к сожалению, часто случается. Прежде всего, они должны осмотреть себя, чтобы выявить те или иные повреждения на теле.
Если все в порядке, тогда нужно постараться оказать максимальную помощь другим пострадавшим. Самое главное – пассажиру лучше не мешать водителю.
Самое лучшее, что они смогут сделать, если они не пострадали, то это послужить в качестве очевидцев случившегося, если потребуется давать показания в суде.
Любое неосторожное движение пассажира, находящегося в салоне, точно также может привести к аварии, как и невнимательность водителя.
Поэтому пассажир должен находиться на своем месте, не махать руками перед лицом водителя, не отвлекать его, и быть пристегнутым ремнем безопасности.
Незнание правил поведения на таком участке автодороги, как переезд, не освобождает никого от ответственности.
Поэтому, кем бы ни был потенциальный участник аварии – машинистом поезда, дежурным-регулировщиком на участке железнодорожного переезда, водителем автомобиля, пассажиром, находящимся в салоне машины с водителем или пешеходом – все они должны понимать, что от их действий могут зависеть жизни других людей.
Именно ответственность за других людей, а не только за себя должна быть у человека, когда он находится на дороге.
Профилактика ДТП среди военнослужащих рассматривается на странице.
Что даст независимая экспертиза после ДТП, узнайте из информации.
Видео: МЖД борется со статистикой
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
-
Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область -
- Санкт-Петербург и область -
- Регионы -
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.