Звонок бесплатный
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 110-56-12 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-50-97 (бесплатно)
Регионы:
8 (800) 222-69-48 (бесплатно)
≡ 

Какие предъявляются требования при транспортировке опасных грузов

Один из ключевых и не менее распространенных видов грузоперевозок наземным автотранспортом – это перемещение опасных грузов (далее – ОГ).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Им могут быть химикаты, удобрения, пиротехника, взрывоопасное жидкое топливо и прочие материалы и вещества агрессивного воздействия на людей и окружающую природную среду.

Чтобы провозить такой груз следует усилить все меры безопасности, удалить все ненужное из грузового отсека или фургона. Еще нужно провести целый ряд мер по соблюдению требований провоза таких материалов, товаров или веществ.

В каких нормативных документах прописаны

Все нормативы, которых придерживаются транспортники, перемещающие регулярно опасные грузы, должны обязательно подкрепляться тем или иным законодательным актом.

Нужно знать, какие параметры кузова должны быть, какие грузы следует принимать к транспортировке, а какие – нет. Даже скорость движения машины и тщательно подобранный маршрут в целях безопасности для населения играют большую роль.

К самым основным таким положениям относятся следующие документы законодательного уровня:

  1. Руководство № 3112199-0199-96, которое показывает, как следует организовывать транспортировку опасного груза автомобильным средством перемещения. Утверждено 08.02.1996 г. Департаментом автотранспорта России.
  2. Приказом №73 от 08.08.95Правила перевозки ОГ утвержденные, которые редактировались 14.10.99 г (далее – Правила).
  3. Общие Правила провоза автогрузов, что утверждались правительственным Постановлением России №272 от 15.04.11 г.
  4. ДОПОГ (ADR) – международный договор автодорожных перевозок опасных грузов по странам Европы.
  5. Техника безопасности и ее меры, которые должны соблюдаться, прописаны в правительственном Постановлении РФ №372 от 23.04.94 г., которые проходили редакцию 16.03.97 г. и действительны в практике до сих пор.
  6. Меры безопасности также прописаны в Приказе Минтранса России №47 от 06.07.94 г.
  7. ПДД – обычные Правила автодорожного движения, которые приняты в РФ.

Организация размещения сложных грузов в автотранспорте, а также его провоз, могут параллельно рассматриваться с учетом общих Правил грузоперевозок автотранспортными средствами.

Каждые два года положения международного договора ДОПОГ пересматриваются, дополняются и изменяются. Последние новшества, введенные в 2018 году, касались требования безопасности при перевозке опасных грузов через тоннели, правила маркировки и способов крепежей грузов и других положений.

Не стоит пренебрегать общими положениями пользования автотрассой при перемещении специфических грузов. Правила автодорожного движения касаются также всех водителей, и они несут ответственность перед гражданами также, как и те, что не везут ОГ.

Основные требования при перевозке опасных грузов

Грузы, могущие вызывать или как-то спровоцировать пагубное влияние на здоровье, жизнь людей и экологию окружающей природной среды, должны должным образом маркироваться.

Помимо этого их размещение в кузове (или фургоне) машины следует осуществлять с усиленными методами безопасности и соответствующими вспомогательными материалами.

Также документы, что сопровождают водителя, будут в своем пакете несколько отличаться от документов, к примеру, пассажирских перевозок.

К автотранспорту

Наиболее всего внимание при подготовке автотранспорта к перевозке опасного груза уделяется всем агрегатным механизмам. Ничего не должно быть поломано, все следует подправить – тормозную систему, осветительные приборы, автоматику и прочее.

На случай обнаружения прохудившейся той или иной детали, ее следует заменить. Все должно работать идеально, чтобы не случилось никаких непредвиденных поломок машины в пути.

Если по ходу движения ТС какая-то из деталей выйдет из строя, это может привести к аварии и полномасштабной катастрофе, ведь тара с опасным грузом обычно разгерметизируется при падении.

Все площадки для транспортировки ОГ должны быть в исправном состоянии. Днище кузова или фургона не должно иметь никаких трещин или дыр.

Борта, если они есть, должны закрепляться надежно, а значит, крепежные элементы проверять следует перед каждой поездкой.

Отдельные защитные ремни, тросы, что удерживают груз от падения или скольжения, должны быть без трещин или разрывов.

Блокировочные бруски, фиксаторы, подкладочный материал и прочие приспособления, которые, так или иначе, защищают и фиксируют груз, должны все работать исправно.

Необходимо понимать, что правила организации перевозок материалов или товаров такой специфики и сложности всегда будут зависеть от их типа. Например, жидкие вещества часто перевозят в цистернах.

Поэтому требования к цистернам для перевозки опасных грузов могут отличаться от требований к рассыпчатым веществам. Сама цистерна должна быть короче платформы, на которой она установлена, минимум на 15-20 см.

Скорость машины при движении, когда везут кислоты или воспламеняющиеся жидкие вещества в цистернах, не должна превышать 50-60 км/ч.

Удобрения можно перевозить в мешках, предварительно уложенных в герметичную пластиковую тару. На каждый автомобиль помимо наклеек на упаковку, тару или емкость, также устанавливается предупреждающий об опасном грузе знак.

Некоторые классы ОГ должны перевозиться только при наличии специализированных установок, оборудования.

Например, если речь идет о перевозках химикатов или каких-либо компонентов для производства вакцин, что должны всегда содержаться в условиях минусовой температуры.

В этих случаях в кузове авто должен находиться специальный рефрижератор с соответствующей панелью управления температурным режимом, который следует поддерживать постоянно.

К таре и упаковке

Опасным грузом принято признавать такие материалы или перевозимые товары, предметы и вещи, что могут оказывать конкретное негативное влияние на жизнь, здоровье человека, а также причинять ущерб экологии.

В целом подобные вещества проверяются на наличие влияния определенных воздействий:

  • угроза здоровью и жизни человека, животных, птиц;
  • есть большая вероятность того, что груз может нанести урон окружающей природной среде;
  • вполне может нанести ущерб и порчу тех или иных материальных ценностей, имущества перевозчика;
  • является потенциальным фактором возгорания;
  • признается потенциальным источником выделения ядов и химикатов.

Все погрузочно-разгрузочные работы обязательно должны производиться на основании Правил – п. 2.9. Тару загружают только под контролем представителя отправителя или получателя груза. Взрывоопасный груз может оказаться разным.

Некоторые виды благодаря трению могут создавать искры, по причине которых получается взрыв, а другие взрываются от детонации. Характер взрыва тоже имеет значение при определении специфики опасности груза.

Одни взрываются массой, а прочие – нет. При определенной температуре, которая влияет на воспламеняющийся груз, последний также имеет все шансы взорваться.

Кроме всего прочего, если для едких веществ применяется нестандартная и нетипичная тара, то кислоты или соли могут проедать днища или бока такой тары. А это приводит сразу к выбросу вещества наружу и порче имущества перевозчика.

Также провозимые яды должны быть упакованы в специализированной герметичной таре. Каждая упаковка груза, к какому классу опасности он не принадлежал бы, обязательно снабжается соответствующими знаками.

Эти знаки изготавливают в виде сигнальных картинок, что предупреждают окружающих участников автодвижения и пешеходов об опасности. Каждому виду груза – свой сигнальный трафарет, который приклеивается на упаковку

В случаях, когда отправитель заранее не продумал должного качества упаковку для своего груза или же предоставил перевозчику товары или материалы, упакованные в поврежденную тару, полиэтилен или емкость, такие грузы транспортник будет иметь полное право не принимать к провозу.

Некоторые автотранспортные компании, конечно же, могут предлагать в качестве дополнительной услуги за дополнительную плату упаковать груз, однако, по Правилам такую ответственность должен брать на себя именно отправитель.

К водителю

Пункт 5 Правил перемещения опасных грузов целиком и полностью раскрывает суть тех требований, что предъявляются водителям, когда они берутся за транспортировку специфического груза.

В любой критический момент шофер должен быть собран и уметь действовать решительно, быстро и правильно. Только так можно максимально обезопасить себя, окружающих людей от негативного влияния разгерметизированного груза.

Поэтому обычно персонал транспортных компаний, задействованный в таком виде деятельности, обязательно проходит инструктаж перед поездкой именно из п. 5 Правил.

Эти нормы поведения заключаются не только в том, чтобы водитель имел при себе ДОПОГ на перевозку опасных грузов 2018, требования которого утверждены на международном уровне, но также они несут следующие нормы:

  1. Обязательное соблюдение ПДД и Инструкции по провозу ОГ.
  2. Водитель, что непосредственно будет участвовать в перемещении на автотранспортном средстве опасного груза, обязан перед каждым рейсом проходить инструктаж и спецподготовку.
  3. Готовят шоферов специальным образом:
    • преподают систему информирования об опасности – маркировка тары и ТС;
    • рассказывается о свойствах самих перевозимых веществ;
    • обучение на практике всем приемам, которые действенны при оказании первой медпомощи на случай возникновения экстренной ситуации;
    • подавляющие инциденты мероприятия – пожаротушение, нейтрализация выделения газов или ядовитых испарений из поврежденной тары, любая другая дезактивация рассыпанного, пролитого опасного содержимого или же нарушений целостности упаковки, емкости тары.
  4. Рассказывается о специфике особых условий хранения, содержания и перевозок ОГ.
  5. Если шофера будут возить такие грузы постоянно, тогда перед каждым рейсом им надлежит проходить медосмотр (Приказ Минздравоохранения РФ №555 от 29.09.89 г.).

Такой контроль осуществляется с целью выявления или исключения наличия в крови алкогольных, наркотических или психикоподавляющих веществ.

  1. Стаж работы в данной сфере грузоперевозок не должен быть менее 3-х лет.
  2. Без свидетельства ДОПОГ нельзя допускать человека к управлению автотранспортом, загруженным опасным грузом.
  3. В пути водитель должен время от времени производить проверку целостности упаковки, креплений и прочего состоянии провозимого груза. Для этих целей некоторых отправители или грузополучатели нанимают даже специальных людей – экспедиторов.
  4. При управлении автотранспортным средством, груженным опасными веществами или материалами запрещено:
    • резко трогаться с места или тормозить;
    • обгонять другие машины, что перемещаются при скорости более 30 км/ч;
    • двигаться со скоростью больше 40-50 км/ч по прямой траектории и 10 км/ч – на поворотах;
    • ехать при выключенном сцеплении или двигателе;
    • курить сигареты во время движения (вообще, разрешено курить только на остановках, но на расстоянии не менее 50 м от остановленного транспорта);
    • пользоваться устройствами с открытым огнем вблизи ТС (допускается пользование на расстоянии от машины не ближе 200 м);
    • оставлять безнадзорно свою машину.
  5. Нельзя добавлять по дороге дополнительный груз иного плана, если он не указывается в ТТН и иных сопроводительных документах.
  6. Нельзя провозить пассажиров в кабине водителя или кузове, где погружен ОГ, если это не предусмотрено спецификой маршрутного листа.

Предрейсовый медконтроль проходят сегодня также и водители, которых их работодатель нанимает для провоза ОГ на временной основе (пп. 5.1.6 п. 5 Правил перевозки ОГ).

Отметки о прохождении врачебной комиссии, а также надлежащем инструктаже всегда проставляются в путевом листе, ТТН, маршрутных листах и иных сопроводительных документах.

Если маршрут обеспечивается сопровождающим должностным лицом, тогда с водителя снимается обязанность каждый раз проверять состояние груза при каждой остановке. За него это будет делать экспедитор, сопровождающий ли охранник.

К документации на груз

Каждый грузовой рейс и маршрут должны в обязательном порядке сопровождаться определенным пакетом бумаг.

Обязательные документы при перемещении автотранспортом грузов, принадлежащих тому или иному классу опасности, как правило, имеют не только разрешительный характер, но также и организационный и коммерческий.

Ведь письменными доказательствами должны подтверждаться не только права водителя или его страховка, но также и особенности и специфика груза, а также сведения о его владельце, отправителей или получателе.

Руководство, что говорит о должной организации автотранспортной перевозки опасных грузов, показывает 7 форм обязательных документов, что следует оформлять в таких случаях.

Пакет бумаг для сопровождения груза, а также стандартных документов, что должны быть у водителя:

Характер документации Наименование документов Функции документов
Разрешительная (права) Водительское удостоверение с соответствующими категориями и подкатегориями Дает разрешение управлять грузовым, легковым или пассажирским автотранспортом.
Специальное разрешение — свидетельство ДОПОГ Позволяет управлять любым автотранспортным средством в случаях перевозки опасного груза.
Диагностическая карта авто ТС Показывает соответствие исправному техническому состоянию автомобиля.
Страховой полис гражданской автоответственности – ОСАГО Обязательная страховка
Медицинская справка о своевременном прохождении медкомиссии водителем. Подтверждает соответствие должному состоянию здоровья водителя (акцент на отсутствие алкоголя или наркотиков в крови).
Свидетельство о том, что водитель прошел инструктаж об обращении с ОГ. Обязательная процедура перед каждой отправкой в путь. И она должна подтверждаться документально.
Сопроводительная (организация перевозки) Документы о компании, являющейся фактическим работодателем водителя. Большей частью на практике они нужны для того, чтобы получить контактную информацию о перевозчике – номера телефонов и адрес фирмы. Это обычно нужно для предъявления претензий, наложений штрафов и прочей ответственности за выявленные те или иные нарушения.
ДОПОГ от компании-перевозчика, от имени которой ведет автомобиль водитель (если он не занимается самостоятельным извозом спецгруза). Дает право транспортной компании совершать перевозки опасного груза.
Лицензия фирмы-перевозчика или лицензионная карточка, где должна стоять отметка – «Перевозка ОГ». Разрешает транспортной компании осуществлять перевозки грузов, относящихся к тому или иному классу опасности.
Свидетельство, подтверждающее, что авто специально оборудовано пригодно для перевозки опасного груза. Подтверждение специальной подготовки фургона, кузова или багажника авто ТС.
Путевой лист Учитывает особенности груза.
Маршрутный лист Учитывает особенности маршрута.
Аварийная карточка Раскрывает пределы работы агрегатов машины.
Информационная карточка Является своеобразной памяткой для оповещения пассажиров, пешеходов, других ТС, сотрудников ГИБДД о том, как правильно действовать при авариях, чтобы максимально обезвредить опасный груз.
Коммерческая (торговля) ТТН – товарно-транспортная накладная Нужна для проведения учетных действий по фиксированию движения товарно-материальной ценности – груза.
Сертификат о том, что подготовительные работы перед рейсом с автотранспортом были проведены. Является дополнением к ТТН.
Сертификат качества тары или упаковки Показывает надлежащий уровень качества упаковки, тары, емкостей ОГ, а также то, что она проходила соответствующие испытания.

Если требуется перевезти грузы в другую страну, то для этого еще должно быть документальное сопровождение международного уровня.

Например, должна обязательно наличествовать у водителя «Зеленая карта», которая будет свидетельствовать о страховой защите ответственности водителя на территории другой страны. ДОПОГ никаким образом переоформлять не нужно, ведь он действует также внутри системы международных требований к опасным грузам.

Свидетельство ДОПОГ для водителя даже содержит на немецком, французском и английском языках ключевые моменты документа.

К маршруту следования

В случаях, когда провоз должен осуществляться в целях массового перемещения каких-нибудь реагентов, сырья или материалов, классифицируемых как, требующие крайней осмотрительности в обращении с ними, маршрут согласовывают с государственными учреждениями.

Обычно пути продвижения таких перевозок не должны проходить внутри городской черты или иных мест скопления населения.

Такой транспорт следует по специально предусмотренным для специфического перемещения авто по объездным дорогам. Нельзя также опасные грузы провозить вблизи курортных или заповедных зон.

Кроме этого, в рейсе водитель обязан соблюдать скоростной режим управления своей машиной. Некоторые маршруты могут дополнительно снабжаться сопровождением охраной или же сотрудниками автодорожной службы ГИБДД.

По нормативным требованиям водитель, ни под каким предлогом не имеет права отклоняться от заданного маршрута (пп. 5.1.10 п. 5 Правил провоза ОГ).

Если только не произошла какая-либо внештатная ситуация и водителю не удалось согласовать изменения с сотрудниками ГИБДД. Но тогда полицейские дорожного патруля обязаны в путевом листе указать соответствующие изменения.

Заправляться в пути такие машины должны только на спецстоянках заправочных станций, которые обычно располагаются в 25 м от самой станции (пп. 2.9.14 п. 2.9 Правил).

Все вынужденные изменения или остановки сообщаются перевозчику, транспортной компании, а на автодорожном полотне при вынужденной стоянке выставляется красный фонарь с мигающими сигнальными огоньками.

Кроме световой сигнальной техники следует также обозначить место своей стоянки специальным дорожным знаком, который всегда должен быть в наличии у водителя. Об этом должен позаботиться сам перевозчик – транспортная фирма.

Остановка в случае поломки авто и когда нельзя силами водителя ее исправить, вызывается аварийная спецслужба, телефоны которой обязательно должны быть у водителя (пп. 5.1.12 п. 5 Правил).

Требования по технике безопасности

Когда водитель везет груз, который может при неправильном обращении спровоцировать выброс ядов, газов или же даже стать причиной аварии из-за воспламеняющих веществ, то для этих случаев предусматриваются свой алгоритм действий. Правила осуществления действий первой необходимости расписаны в пп. 5.1.13 п. 5 Правил.

Техника безопасности для экстренных ситуаций заключается в нескольких важных шагах:

  1. Водитель не должен допускать приближение посторонних лиц к ОГ.
  2. Ближайший пункт ГАИ или другой пункт МВД РФ должен быть оповещен водителем о вероятной опасности.
  3. В случае с пострадавшими незамедлительно следует вызывать скорую помощь и постараться самому оказать первую медпомощь людям.
  4. Затем вызывается аварийная бригада. Специалисты смогут помочь максимально нейтрализовать влияние разрушительных веществ на окружающее пространство.
  5. После этого уже вызывают дорожную полицию, и уведомляется работодатель – транспортная компания о произошедшем.

Аварийная карточка водителю и сопровождающему груз лицу (если таковой предусмотрен был при организации рейса) всегда подскажет, как лучше всего обезвредить ОГ при разрыве упаковки, тары или при перевернутом кузове или очагах возгорания поблизости груза.

Если днище кузова было шаткое, то груз может съехать с его площадки. Для этого дополнительно его должно прикреплять ремнями либо тросами безопасности.

Экстренное тушение пламя всегда должно быть проделано тем огнетушителем или песком, которые обязательно должны быть у водителя в кузове.

Такие требования к огнетушителям при перевозке опасных грузов соблюдаются неукоснительно, а при нарушении или несоблюдении может повлечь за собой уголовную ответственность за халатное отношение к соблюдению мер по технике безопасности провоза опасных грузов.

Охрана труда сотрудников имеющих дело с опасными материалами

Кроме водителей в процессе подготовки и организации груза, который чреватый той или иной опасностью, принимают участие также и другие лица. Это могут быть грузчики, упаковщики и сопровождающие груз служащие.

Требования к таким сотрудникам обозначены в п. 5.2 Правил транспортировки ОГ, и они заключаются в следующих нормативных действиях, поведении и соблюдении специфических условий:

  1. Сопроводители ОГ обязательно должны иметь удостоверение или свидетельство, которое подтверждало бы их квалификацию, обучение и выданные им права на обращение с опасными материалами. Такими должностными лицами могут быть:
    • грузчик-охранник;
    • охранник;
    • экспедитор;
    • дозиметрист;
    • лаборант-представитель отправителя или получателя груза и прочие лица, которые умеют обращаться с таким грузом.
  2. Сопровождающий обязан вместе с удостоверение или свидетельством предъявлять для проверки сотрудником ГИБДД свой паспорт или иной документ, подтверждающий личность гражданина.
  3. Персонал, который работает на складах, где хранится опасный будущий груз, должен быть инструктирован о правильности обращения со специфическими веществами. Это могут быть не столько сортировщики, но также и упаковщики, занятые в подготовке к отправке груза.
  4. Операторы, которые заняты в погрузочно-разгрузочных работах на специальном для этого транспортном или ином подъемном оборудовании, должны проходить свой инструктаж и иметь навык работы в такой сфере не менее 3-х лет.
  5. Операторы также проходят медосмотр, как это предусмотрено для водителей.
  6. Все грузчики, охранники либо иные представители сопровождающие груз, не имеют право во время поездки в машине курить.
  7. Груз нельзя волочить, бросать или пинать ногами.
  8. После работы с опасными материалами вся спецодежда, обувь, головные уборы должны пройти обеззараживающую очистительную обработку.

К операторам-погрузчикам также предъявляются общие требования при загрузке в машину опасного товара, веществ или материалов.

Поэтому они подчиняются не только специфике отдельных инструкций, предназначенных для регулировки погрузочно-разгрузочных мероприятий с перемещением опасного груза. Но также и общим Правилам, которые выпущены для всех грузчиков в целом.

Медконтроль, который обязаны проходить операторы и иные сотрудники, которые тесно контактируют при работе с едкими, взрывоопасными и иными веществами, нужен для того, чтобы не допускать неадекватного поведения рабочих, могущих привести к авариями на производстве или складах.

Ужесточенные требования при обращении с опасным грузом выдвигаются к сотрудникам транспортной компании и водителям не просто так.

Если им не следовать, могут случаться аварии на дорогах, а также складских точках, где происходить затаривание или перетарка груза. При этом нормативы для упаковки также должны соблюдаться.

В противном случае возможны утечки ядов, газов, возгораний или прочих веществ и инцидентов в пути. Без надлежащих документов поездка может быть остановлена сотрудниками ГИБДД, а груз отправлен спецбригадой аварийной службы обратно отправителю или в транспортную компанию.

Видео: Обучение водителей опасных грузов

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Все про вождение © 2019 ·   Войти   · Все права защищены Наверх