Звонок бесплатный
Москва и область:
Москва И МО:
(бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
(бесплатно)
Регионы:
(бесплатно)

Международный кодекс морских грузоперевозок опасных материалов

Морские перевозки занимают достаточно большую нишу среди всех видов грузоперевозок. Судами доставляются различные виды товаров и продуктов. Морские перевозки так же предназначены и для транспортировки опасных грузов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Какие правила разработаны в целях обеспечения максимального уровня безопасности водных перевозок? Какие требования выдвигаются международными соглашениями к транспортной компании, морскому судну и экипажу, читайте далее.

Когда и кем введен

Международная морская организация (сокращенно ИМО) приступила к разработке Кодекса по правилам транспортировки опасных грузов в середине 1960 – х годов.

Данный документ считался приложением к существующей и успешно действующей Конвенции по охране жизни человека на море.

Окончательный вариант Кодекса был принят 27 сентября 1965 года. Документ подписали представители более чем 68 стран. Первое время документ носил чисто рекомендательный характер и не был обязателен для точного исполнения.

В 2002 году была произведена редакция документа. В большей степени поправки коснулись именно транспортировки морем грузов, причисленных к категории опасных.

В это же время было принято решение о введении обязанности пунктуального исполнения всех пунктов Кодекса с 1 января 2004 года.

Основная цель Кодекса – обеспечить максимальную безопасность:

  • водным просторам, чтобы сохранить флору и фауну водоемов, являющихся народным достоянием;
  • экипажам морским судов, непосредственно выполняющих транспортировку;
  • сотрудникам портов, выполняющим погрузку и разгрузку кораблей.

Положения документа распространяются на все суда, перевозящие опасные вещества, не зависимо от их вида и размера.

Виды опасности при транспортировке

При транспортировке грузов морскими транспортными средствами можно столкнуться:

  • с обстоятельствами непреодолимой силы, к которым относятся: цунами, шторм, необозначенные мели и так далее. Такие виды опасности не зависят от членов экипажа и не могут быть предусмотрены заранее. Поэтому любой экипаж должен уметь справляться с критическими ситуациями;
  • при недостаточной подготовке команды, управляющей судном, есть возможность сбиться с намеченного ранее курса. Вследствие допущенной ошибки могут пострадать товары, имеющие определенные условия для транспортировки;
  • с чрезвычайными обстоятельствами, вызванными неправильной упаковкой или маркировкой опасных веществ;

Команда корабля должна не только уметь слаженно и быстро действовать, но и быть достаточно образованной, чтобы в кратчайшее время выяснить какие средства можно использовать для предотвращения загрязнения моря и окружающей среды.

  • при длительном времени перевозки могут возникать проблемы с условиями транспортировки опасных грузов;
  • не исключена возможность в пути следования развертывания военных действий, захвата судна пиратами и так далее. Такие ситуации так же относятся к непредвиденным обстоятельствам.

Требования

Международный Кодекс так же предъявляет определенные требования к:

  • транспортным компаниям, организовывающим транспортировку опасных веществ и материалов;
  • команде корабля;
  • непосредственно к самому транспортному средству;
  • таре и упаковке, а так же маркировке перевозимых веществ.

К компаниям

Транспортная компания, занимающаяся организацией перевозки опасных грузов морем должна иметь разрешение – лицензию для занятия подобной деятельностью.

Чтобы получить разрешение требуется:

  • подготовить пункты загрузки опасных грузов в соответствии со всеми требованиями;
  • оборудовать суда средствами безопасности;
  • подготовить персонал, который будет выполнять работы по погрузке (разгрузке) опасных веществ.

Компания обязана постоянно следить за:

  • исправным состоянием портового оборудования;
  • исправностью судов, совершающих рейсы;
  • квалификацией персонала.

В обязанности ответственных лиц так же входит проведение периодического инструктажа по техники безопасности при работе с вредными веществами.

К персоналу на судах и в порту

Работники компании, являющиеся должностными лицами и отвечающие за подготовку перевозки обязаны знать:

  • существующие правила транспортировки вредных веществ;
  • правила безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ;
  • перечень документов, необходимый для сопровождения грузов;
  • виды опасности и способы их устранения при работе с определенными видами опасных товаров;
  • способы упаковки товаров, обеспечивающие максимальную безопасность в пути следования морского судна;
  • знаки маркировки вредных материалов;
  • методы размещения и крепления тары на борту судна;
  • способы предотвращения критических ситуаций;
  • правила оказания первой медицинской помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Ответственные работники обязаны пройти курс обучения, сдать квалификационные экзамены и получить соответствующие удостоверения.

Экипаж судна, в том числе капитан и лицо, отвечающее за безопасность, должны знать:

  • общие правила транспортировки вредных для окружающей среды и здоровья человека веществ;
  • перечень грузов, находящихся на борту судна и способы устранения существующей опасности;
  • условия перевозки отдельных видов веществ;
  • методы устранения последствий чрезвычайных ситуаций;
  • технику безопасности при возникновении критических ситуаций;
  • способы оказания первой медицинской помощи.

Наказание за нарушение правил перевозки опасных грузов предусмотрено как для должностных лиц, отвечающих за подготовку доставки и непосредственно перевозку, так и для компаний, сотрудниками которых являются ответственные лица.

К плавающим средствам

Судно, предназначенное для транспортировки вредных веществ, обязано пройти предрейсовый осмотр и получить разрешение на осуществление перевозки. О допуске судна делается запись в свидетельстве Регистра.

Чтобы пройти технический осмотр, транспортное плавающее средство должно быть оборудовано:

  • независимой системой вентиляции в грузовом отсеке, исключающей возможность воспламенения перевозимых грузов;
  • пожароохранной сигнализацией и автоматической водопожарной системой;
  • при необходимости поддерживания определенного температурного режима во время доставки грузов требуется наличие специальных контейнеров, которые крепятся к борту судна;
  • все электрооборудование судна должно быть защищено противопожарной и взрывонепроницаемой оболочкой;
  • помещения для перевозки опасных грузов должны находиться на максимально возможном удалении от кают, принадлежащих обслуживающему персоналу судна;
  • все трубы, выводящие продукты горения от двигателей и иных приборов, должны быть оборудованы искроулавливателями и искрогасителями;
  • грузовые отсеки оборудуются датчиками температуры и влажности воздуха.

Суда дополнительно должны комплектоваться:

  • переносными огнетушителями;
  • дыхательными аппаратами;
  • полными комплектами одежды для химической защиты.

Кроме основных требований существуют и дополнительные. Перед каждым рейсом должна проводиться:

  • очистка и влажная уборка помещений, предназначенных для перевозки грузов;
  • проверка технического состояния всех основных узлов корабля и систем безопасного жизнеобеспечения.

К таре и упаковке

Отдельные требования предъявляются к таре, в которой производится транспортировка опасных веществ, упаковке и маркировке.

Упаковка, применяемая для перевозки опасных грузов должна быть:

  • качественно изготовлена и находится в удовлетворительном состоянии;
  • изготовлена из инертных по отношению к веществам материалов;
  • способна защитить товары при возникновении критической ситуации.

Различают следующие виды упаковок в зависимости от вида перевозимого вещества:

  • герметичная упаковка применяется для транспортировки веществ в газообразном состоянии;
  • эффективно закрытая или влагонепроницаемая упаковка используется для перевозки жидкостей;
  • надежно закрытая упаковка для транспортировки сыпучих веществ.

Если перевозятся вещества в небольших упаковках, то они должны быть загружены в иную, большую по размерам тару.

Следует учесть, что не все вещества можно перевозить совместно в одной упаковке. Размещением товаров на судне занимается ответственное лицо под наблюдением капитана корабля.

Все отдельные упаковки и тара должны быть промаркированы знаками опасности. Знак, соответствующий перевозимому грузу, должен быть наклеен как на малой, так и на большой таре, причем знак всегда дублируется.

Знаки опасности для грузоперевозок опасных материалов отражают:

  • визуальный символ возможной проблемы, например, если вещество подвержено самовоспламенению, то изображен костер;
  • буквенное обозначение изображения;
  • номер класса опасности соответственно перевозимому веществу.

В отдельных случаях на знаках может быть изображена и иная информация, например, при перевозке радиоактивных веществ рекомендуется указывать точное название вещества и уровень заражения.

Если в таре перевозится несколько различных видов опасных веществ, то на поверхность контейнера наклеиваются все знаки опасности.

Информация о знаках так же отражается в аварийных карточках, хранящихся у ответственного лица. Каждая аварийная карточка содержит код, состоящий из цифр и букв, которым следует руководствоваться при наступлении критической ситуации.

Ответственность за нарушения международного кодекса морской перевозки опасных грузов

За несоблюдение требований по перевозке опасных грузов морем ответственность может быть возложена:

  • на транспортную компанию, занимающуюся организацией перевозки;
  • на ответственное за погрузку и маркировку лицо;
  • на командира экипажа судна;
  • на ответственное лицо, сопровождающее груз к пункту назначения.

Компания и ее сотрудники несут ответственность за:

  • неправильную маркировку веществ;
  • неправильную погрузку веществ;
  • загрузку веществ, не отраженных в сопроводительных документах.

Лица, сопровождающие груз, в том числе и командир экипажа судна, несут ответственность за:

  • соблюдение условий транспортировки веществ;
  • правильность принятия мер, требуемых правилами, при наступлении чрезвычайных обстоятельств.

Ответственность может быть:

  • административной, то есть в виде штрафных санкций. Административная ответственность применяется исключительно при несоблюдении незначительных условий, не повлекших наступления экологических последствий;
  • уголовной. В случае нанесения непоправимых последствий мировым ресурсам.

Возможные последствия несоблюдения правил

Основными последствиями некорректной перевозки опасных грузов морскими судами могут быть:

  • загрязнение моря. Нарушение общей экологической обстановки как в отдельном регионе, так и соседних областях;
  • уничтожение флоры и фауны моря.

Последствия могут коснуться не только экологической безопасности, но и самого судна, а так же его экипажа. Неправильная транспортировка опасных веществ может привести к возникновению пожара и полному уничтожению судна и его команды.

Несоблюдение условий, касающихся работы с вредными веществами могут стать причиной серьезных заболеваний, увечий и как следствие инвалидности.

Ухудшение экологической обстановки может повлиять и на окружающих людей, так же вызывая тяжелые формы различных заболеваний и увечий. С особой осторожностью в этом плане требуется подходить к ядовитым и радиоактивным веществам.

В настоящее время Международный Кодекс морских грузоперевозок опасных веществ является основным документом, действующим не только в пределах одного государства, но в ряде иных стран.

Все положения документа обязательны для строго исполнения, так как несоблюдение простых правил может привести к образованию непоправимых и страшных трагедий.

Видео: Система контроля и надзора перевозки опасных грузов

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область -
    • Санкт-Петербург и область -
    • Регионы -

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Все про вождение © 2019 ·   Войти   · Все права защищены Наверх