≡ 

Правила эвакуации автомобилей на штрафстоянку в 2020 году

Для принудительного вывоза автотранспортного средства по указанию дорожной полиции существует свой порядок. Все правила прописаны в соответствующих законах.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Если водитель обнаружил, что его машины нет на месте, то он всегда может обратиться по городским каналам в госучреждение ГИБДД, чтобы узнать, угнана его машина или арестована за какие-то нарушения.

Если же какие-либо правила эвакуации нарушаются, то водитель вправе пожаловаться руководству территориального отдела дорожной полиции на сотрудников, что неправильно эвакуировали авто.

Какими законами регламентируются

Когда случается такая неприятная ситуация – эвакуация автотранспортного средства на штрафную стоянку за то или иное нарушение, то может оказаться, что не всем автовладельцам будет понятно, каким образом это должно происходить.

Откуда берутся те правила, которым следуют службы эвакуации, сотрудники ГИБДД и как по закону можно доставить автомобиль после ДТП в ремонтную мастерскую.

На самом деле для подобных действий существует свой законодательный регламент, предоставляющий правоохранителям возможность привлечь к ответственности нарушителя путем экспроприации временного характера.

Вывоз машины для постановки на спецстоянку осуществляться должен на основании следующих законодательных актах:

  1. Статья Кодекса об административных правонарушениях № 27.13 (далее – КоАП РФ), что гласит о правилах задержания автотранспорта.
  2. Глава 11 КоАП РФ, где говорится о правилах пересечения полос автодороги, провоза грузов или пассажиров иностранными машинами, езды без регистрационных знаков и др. (статьи 11.22, 11.23, 11.24, 11.26 и т.д.).
  3. Глава 12 КоАП РФ.
  4. Федеральные законы, создающиеся по регионам или областным административно-муниципальным центрам. Например, законы по Москве:
    • № 35-Р от 09.09.13 г.., который устанавливает не только порядок, но также и стоимость услуг эвакуатора;
    • № 42 от 11.07.12 г., а о правилах постановки машин на специализированную стоянку;
    • № 216-ПП от 09.04.13 г., о порядке перемещения и постановки ТС на штрафстоянку.
  5. Приказ МВД РФ № 185 от 02.03.09 г., отредактированный 22.12.14 г., регламентирующий правила, которые обеспечат беспрепятственное движение на автодорогах.

Рассматривая главу 12 административно-правового Кодекса России (далее КоАП РФ) можно лишний раз убедиться в том, что за нарушение некоторых правил в сфере автодорожного движения, стоянки, парковки, пересечений и т.д., дорожный патруль вполне имеет право увезти ваше авто на штрафстоянку.

И это вдобавок будет дополнительной мерой наказания вместе с назначением оплаты штрафа за нарушение или лишением прав водителя, в зависимости от тяжести и степени преступления закона.

Поэтому эвакуировать по закону полицейские ГАИ или ДПС могут в следующих случаях:

  • если водитель ездит без прав, не имеет таковых вообще или везет груз без разрешительной документации – путевых листов, дорожно-транспортных накладных и т.д. (ч. 1 ст. 12.3);
  • обнаружены неисправности в системе тормозов (ч. 2 ст. 12.5);
  • нелегальная стоянка на месте для парковки ТС инвалидов (ст. 12.5);
  • за рулем находятся лица, которым нельзя доверять управление ТС – несовершеннолетние граждане, например (ч. 1 и 2 ст. 12.7);
  • водитель был пьян, когда управлял машиной (ч. 1, 3, ст. 12.8);
  • остановка или парковка в неразрешенных местах – под запрещающими дорожными знаками (ст. 12.6);
  • остановка или стоянка в месте, где установлен знак, запрещающий стоянку или остановку – например, знак «Работа эвакуатора» (ст. 12.16);
  • несанкционированная парковка или остановка в местах, где по ПДД запрещено останавливаться – например, автобусные остановки общественного городского автотранспорта (ч. 3, 4, 6 ст. 12.19);
  • неправильная перевозка грузов вне стандартов по габаритам (части с 1 по 3 ст. 12.21.1);
  • выявлены нарушения транспортировки грузов, относящихся к классу высокой опасности – к примеру, неправильная перевозка химикатов или взрывчатых веществ (ч. 2 ст.12.21.2);
  • если водитель отказывается проходить процедуру медицинского освидетельствования на предмет выявления наличия или отсутствия алкогольного опьянения (ст. 12.26);
  • замечено употребление водителем психотропных, наркотических или алкогольных веществ (ч. 3 ст. 12.27).

Согласно п. 147.1 Приказа МВД России сотрудниками полиции должны выполняться условия, когда эвакуация не осуществляется по причинам соблюдения устранения препятствий и нарушений законов.

Это случаи, где нарушители административного порядка на дорогах, перекрестках, парковках и в иных зонах вблизи автодорожного полотна успевают в течении 30 минут устранить последствия нарушений.

К примеру, после предупреждения о нарушении от сотрудника ГИБДД водитель тут же съезжает с незаконно занятого места, садится за руль вместо нелегального водителя, которому нельзя доверять управление по закону и другие моменты. В этих случаях эвакуацию ТС не производят.

Основные правила эвакуации авто

Следует напомнить, что федеральным законом № 143-ФЗ от 08.06.15 г., положения которого вступили в силу 19.06.15 г., уже практикуются новые правила эвакуации автомобилей.

Со стороны дорожных служб, в том числе и ремонтно-восстановительных бригад, единственное, пожалуй, что не было сделано для полноценной реализации новых правил – это установка знаков в тихих улочках больших городов – «Остановка запрещена».

Поэтому сегодня все еще повсеместно на эту тему возникают споры. Например, водитель поставил машину у себя во дворе под окном, а на утро он уже обнаружил в месте парковки знак, запрещающий остановку.

В этом случае по новым правилам его машину не имеют права арестовывать на случай, если жильцы дома не были предупреждены за 20 дней до установки знака.

В остальном же все требования со стороны государственных автодорожных служб соблюдаются.

К этим основным изменениям относятся следующие важные моменты:

  1. С 08.08.15 г. увозить автомобиль полицейские могут, только если в месте нарушения будет стоять табличка-знак – «Работает эвакуатор».
  2. Прекратить задержание можно в том случае, если сама его причина была устранена водителем до начала движения эвакуатора с места вызова.
  3. Если знаки, запрещающие стоянку, парковку, остановку, имеют еще и разъяснительную табличку, тогда на случай незаконной остановки автомобиля под ними машину вправе эвакуировать. Если такой таблички под запрещающим остановку знаком нет, тогда сотрудник ГИБДД не имеет права забирать авто на штрафстоянку.
  4. Установка на машине знака «Инвалид», а также нелегальная парковка на местах, отведенных специально для инвалидов – это веские причины для ареста машины.
  5. Принудительно могут арестовать даже мотоцикл, если водитель на нем ездит без мотошлема (или его пассажир).
  6. Если происходили какие-то изменения в разметке дорожного полотна, а водитель этого не знал, то припаркованный вечером его автомобиль в месте, где производилась разметка, не будет эвакуирован.

    Сотрудники дорожной службы обязаны уведомлять граждан через СМИ и стенды, установленные рядом с ремонтным участком автодороги, о том, что будут вестись работы за 20 дней до их начала.

  7. За то, что водитель забыл дома права, машину арестовывать уже не будут так как сотрудники дорожной полиции смогут проверить наличие права вождения ТС по данному гражданину прямо на месте остановки. Если водитель не лишался удостоверения, тогда он просто оплатит штраф – 500 руб. А если его лишили прав, тогда машину могут эвакуировать, ведь он, по сути, не должен садиться за руль по ст. 12.8 КоАП РФ;.
  8. Наличие в салоне машины людей запрещает погружать транспорт на эвакуатор. Салон сначала следует освободить.
  9. Инспектор дорожной службы обязан присутствовать на месте до тех пор пока груженный эвакуатор не тронется с места, а не покидать место задержания сразу после подписания протокола.

Сравнительная таблица изменений в порядке принудительной эвакуации автомобилей на основании введенных новых законодательных нормативов:

Также продолжают действовать правила в отношении тех автомобилей, что ездят по дорогам России, но сами зарегистрированы в ином государстве.

Водитель при любой проверочной остановке полицейскими обязан предъявить им документы с отметками таможенного органа, которые бы подтвердили разрешение на временный ввоз такой машины.

Более того, если пребывание в РФ авто с иностранными номерами планируется дольше 90 дней, тогда потребуется еще и в ГИБДД по месту временной регистрации иностранца сделать разрешение на временное пребывание автомобиля на территории страны.

Порядок

Чтобы четко себе представлять, какова должна быть последовательность действий сотрудников дорожной службы, эвакуаторщиков и самого владельца автомобиля, который хотят увезти на штрафстоянку, потребуется изучить сам порядок.

Изъятие автомобиля производят в качестве наказания за то или иное нарушение или при наличии невозможности устранить причину ареста машины до того, как эвакуационная техника начнет движение с места случившегося.

Процесс должно осуществлять следующими этапами:

  1. При обнаружении нарушения сотрудник полиции обязан осведомиться о том, что водитель скоро прибудет на место.
  2. Если водитель отошел ненадолго, значит, полицейский обязан его дождаться.
  3. Если же неизвестно насколько долго водитель будет отсутствовать, тогда полицейский должен действовать в присутствии двух понятых – очевидцев, свидетелей вывоза авто на штрафстоянку.
  4. Перед тем как вызывать эвакуатор сотрудник ГАИ обязан составить протокол задержания машины.
  5. Протокол должен быть составлен по всем правилам, которые указаны в ст. 27.13 КоАП РФ.
  6. К протоколу прилагаются видеоматериалы, фиксирующие изъятие авто.
  7. Также к протоколу следует прилагать опись имущества находящегося внутри салона авто, и те неисправности, которые уже имеются в машине, чтобы не было потом претензий у водителя о том, при эвакуации что-то отломалось.
  8. Затем все места доступа к проникновению в машину должны опечатываться.
  9. Транспортировка на эвакуаторе машины на площадку штрафстоянки.
  10. Последующее хранение и оплата за охрану автомобиля должно осуществляться по правилам и ценам того региона, где происходил арест. В каждом субъекте Российской Федерации на этот счет издают отдельные законы. Это значит, что в каждом городе показываются свои расценки.
  11. Интервал времени задержания машины начинает свой отсчет с момента подписания протокола, а не с момента установки машины на штрафстоянку.

Самым главным документом, без которого ни одна эвакуация не должна осуществляться, является именно протокол, который отражает суть задержания автомобиля и постановку его на специализированную штрафстоянку.

Этот протокол заполняет сотрудник ГИБДД, дорожного патруля. С его содержанием обязан ознакомиться владелец машины и получить на руки второй экземпляр. Частью 4 статьи 27.13 КоАП России установлены те нормативы к правильности ведения протоколов, которые должны полностью соответствовать протоколу задержания автотранспортного средства за административные нарушения.

Этот документ должен отражать следующие пункты:

  • точная дата, время и место, где составлял полицейский протокол;
  • внятно описать основание для задержания и эвакуации машины;
  • разборчиво должны быть написаны персональные данные о сотруднике ГИБДД, составлявшем протокол – Ф.И.О., должность и звание;
  • данные о машине и ее владельце;
  • информация о том государственном учреждении, которое будет производить задержание машины – должность, фамилия лица, телефон и адрес организации;
  • подписывается протокол сотрудником полиции и владельцем ТС;
  • на случай отказа владельца машины подписывать такой протокол, в документ полицейский вносит соответствующую запись об отказе, которую должен завизировать нарушитель;
  • если в машине находились ценные вещи владельца, тогда в протокол должно занести их перечень;
  • на случай отсутствия водителя-владельца на месте эвакуации его автомобиля, протокол должны подписать два понятых;
  • допустимо снять на видео процесс эвакуации, если владельца движимой собственности нет рядом, но тогда эти материалы должны обязательно прилагаться к протоколу.

Без этого протокола изъятие автомобиля будет судом расцениваться как незаконное и безосновательное задержание.

Кроме того, при отсутствии собственника все доступы к внутреннему пространству его машины должны быть опечатаны по всем правилам. Иначе эвакуацию авто без опечатки дверных ручек и замка багажника будут считать незаконной.

Если водитель присутствует на месте задержания, тогда он подробно должен описать все имеющиеся неполадки с агрегатными и иными системами и приспособлениями в собственном автотранспортном средстве. Эта опись также прилагается к протоколу.

Как узнать, произошла эвакуация или угон

Бывают ситуации, когда вы пришли на место парковки вашей машины, а ее нет. Сразу же возникает миллион вопросов в голове, что могло случиться.

Для того чтобы окончательно увериться, забрали ли ваш автомобиль за нарушение на спецстоянку, или же его угнали преступники, следует сначала позвонить в ближайший территориально центр ГИБДД.

Потому как факт нарушения и все протоколы отправляются именно в это учреждение. А для этого следует всегда иметь при себе номера телефонов ближайших отделений данной инспекции, которые располагаются в месте вашего преимущественного пользования машиной.

Телефоны можно взять в Интернете, если их у вас не оказалось, набрав в поисковике слова «ГИБДД» и название вашего города.

Если же выяснится, что в ГАИ понятия не имеют о судьбе вашего автомобиля, тогда следует сразу же обращаться в ближайший отдел МВД, ОВД. Там вы напишите заявление о факте угона, потому как сотрудники автодорожной службы не причастны к этому делу.

Правоохранители вновь еще раз свяжутся с госучреждением ГИБДД, чтобы информация о возможном угоне подтвердилась методом исключения факта эвакуации за нарушения.

После этого возбуждается уголовное дело по ст. 166 УК РФ (угон без цели хищения) и в течение 10 дней оно должно расследоваться. В случае если машина не будет найдена за это время, дело переквалифицируют по ст. 158 УК РФ (кража имущества).

Также следует подать заявление об угоне в налоговую инспекцию, чтобы вам не насчитывали транспортный налог.

Ответственность за нарушение правил

В Госдуме был подан проект об увеличении размера штрафа за нарушения правил эвакуации автомобилей на дорогах России, которые часто случаются по вине служащих – полицейских, рабочих эвакуаторщиков, мастеров.

Такими частыми нарушениями оказываются эвакуации машин без установки полагающейся при этом предупредительной таблички-знака – «Работает эвакуатор».

Увеличение такого штрафа планировалось установить на первый случай нарушения со стороны служащего от 30 000 до 50 000 рублей, а при втором нарушении – до 100 000 рублей. Даже предлагалось отстранение от работы служащих автодорожной инспекции сроком на 1-2 года.

Однако пересмотр данного проекта не принял эти условия. На сегодня наказание для лиц, работающих в автодорожных службах, за неправильную эвакуацию или незаконный арест машин, остается прежним.

За незаконное изъятие авто или нарушения в процессе задержания машины должностные лица несут ответственность в виде уплаты штрафа в госбюджет – 20 000 рублей (ст.12.35 КоАП РФ).

При этом никто не имеет права увольнять сотрудника ГИБДД, просто с его заработной платы будет вычитаться часть административного штрафа. Поэтому новых санкций пока не предусмотрено, а действуют прежние меры.

Транспортировка ТС после ДТП

В случае если при столкновении машин, один из автомобилей был вынесен на тротуар, который впоследствии, как выяснится, окажется не на ходу (поломан), то его следует правильно эвакуировать.

Вообще любые случаи вывоза машин после ДТП должны следовать одним и тем же правилам – будто то правила эвакуации автомобиля с тротуара, или же ситуации, когда требуется убрать поврежденную машину с трамвайных путей или пешеходного перехода.

Правило самое основное здесь задействовано всегда одно – со стороны водителя возле машины устанавливается дорожный аварийный знак, а со стороны службы эвакуации предупреждающий знак «Работает эвакуатор».

Также и по остальным пунктам правила эвакуации должны соблюдаться даже при погрузке поврежденных авто – погрузка должна происходить аккуратно, с осторожностью, чтобы не повредить машину.

За последний год некоторые пункты законодательных нормативов в отношении правил эвакуации авто изменились.

В обновленном виде они действуют одинаково для всех случаев – как при принудительном задержании машины за нарушение каких-либо статей законов, так при добровольном вывозе авто, поврежденного в аварии.

В любом случае всегда следует знать, каков порядок уборки автотранспорта с места нарушения ПДД.

Видео: Новые правила эвакуации автомобилей

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Все про вождение © 2022 ·   Войти   · Все права защищены Наверх