≡ 

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас:

+7 (499) 703-43-52 Москва и область

+7 (812) 309-57-61 Санкт-Петербург и область

8 (800) 333-45-16 доб. 530 Регионы

Договор перевозки грузов на ЖД транспорте

Специфика договора грузоперевозок по железной дороге заключается в том, что такие услуги практически бесперебойно могут оказываться круглогодично.

Помимо этого преимущества железнодорожные грузоперевозки показывают себя среди прочих видов транспорта наиболее многопрофильными и объемными. Это создает таким услугам достаточно высокий процент конкурентоспособности.

Вот почему в документально-правовой системе подобные договора занимают особое положение и имеют существенную ценность.

Между кем заключается

Прежде всего, следует отметить, что заключение соглашений на железнодорожные перевозки обуславливаются конкретными обязанностями сторон, а также специфическим набором прав, которые распространяются на перевозчика либо отправителя.

Все договора оформляются строго на основании требований и положений Устава железнодорожного вида транспорта Российской Федерации.

Этот Устав утверждался законодательным актом федерального значения №18-ФЗ от 10.01.03 г. и редактировался 06.04.15 года. Все изменения, что вносились в данный закон, вступили окончательно в юридическую и правовую силу 01.07.16 года.

Помимо Устава обговаривание условий договора между сторонами также будет подчиняться и Правилам перевозки грузов железнодорожным транспортом.

При заключении соглашения следует понимать, что определить стороны – это важнейшая и первейшая задача. В ст. 10 Транспортного Устава железной дороги (далее – ТУЖД) обозначается, кто конкретно является перевозчиком.

В самом тексте договора сторону могут обозначаться по-разному. Чаще всего они именуются следующим образом: «Перевозчик» и «Грузоотправитель», «Экспедитор» и «Клиент».

Поэтому, отвечая на вопрос: «Кто и с кем должен заключать договор доставки груза по железной дороге?», можно отметить несколько непосредственных и основных участников:

  • владелец самой дороги, путей и всей инфраструктуры, принадлежащей к железной дороге;
  • непосредственно сам перевозчик, который является, в свою очередь, владельцем составов, вагонов и машин-тягачей, паровозов, погрузчиков и прочей транспортной техники;
  • отправитель груза;
  • получатель груза.

Специфика такой иерархии такова, что на практике получается иногда перевозчик и собственник железнодорожных путей – это одно и то же юридическое лицо.

Точно также бывает и с клиентами – отправитель груза и его получатель также могут оказаться одним и тем же юридическим лицом.

Естественно, что договор не заключается непосредственно между физическими лицами, коими являются представители компаний с обеих сторон.

Документ на доставку груза составляется между юридическими лицами – компаниями, предприятиями, организациями, которые осуществляют непосредственно перевозку и клиентом – также юридическим лицом, которому нужно транспортировать куда-то свой груз.

Между физическим лицом и перевозчиком договор составляется несколько в ином виде – оформлении провозного билета вместе с описью имущества и накладными, которые прилагаются к грузу.

Бывают ситуации и иного рода – владелец железнодорожного полотна и собственник поездов и составов – это разные предприятия. Также как и отправитель – это одна компания, которая переправляет грузы другой компании.

Вообще, в России все железнодорожные пути принадлежат одному предприятию – ОАО «Российские железные дороги», которое зарегистрировано как государственная компания, вертикально интегрированная в инфраструктуру общего пользования.

Но у этого предприятия помимо железной дороги имеются на балансе около 20 000 только одних локомотивов, не говоря уже про пассажирские и грузовые вагоны и прочей технике.

Тем не менее, есть множество и других компаний, которые либо владеют собственными вагонными составами, либо могут их арендовать у РЖД (что случается чаще). В этом случае договор не составляется между РЖД и отправителем, а между перевозчиком, куда обратился клиент и самим клиентом.

Когда считается заключённым

После того, как грузоотправитель предъявит перевозчику транспортную накладную, то перевозчик должен будет выдать ему квитанцию, которая бы подтверждала тот факт, что груз принят в обработку.

Именно такая квитанция о приемке груза от отправителя (после рассмотрения транспортной накладной) и будет считаться подтверждением того, что договор на оказание перевозочных услуг заключен.

Поэтому простое подписание бумаги еще не признается заключением договора, пока грузоотправитель не получит на руки квитанцию. В некоторых транспортных компаниях может фигурировать не квитанция, а платежное поручение.

Другие же подключают к этому механизму экспедиторскую расписку, а оплату за услуги клиент производит безналичными средствами.

Условия договора перевозки грузов железнодорожным транспортом

На определение тех или иных условий договора может существенно повлиять выбранное сообщение поездов. Это могут быть рейсы составов прямых сообщений, а могут быть и местных.

В первом случае груз перевозится путем следования по нескольким железным дорогам, а во втором – только по одной. Также есть разница еще, какие пути будет занимать маршрут.

Если это магистрали общего значения, тогда придется подстраиваться и под другие графики передвижения составов.

Если же следование поезда будет осуществляться по одному отдельному пути, тогда можно обсуждать индивидуальный график доставок, если клиент хочет оформлять договор на регулярные поставки своего груза по железной дороге.

Права и обязанности сторон

Нужно еще отметить, что договор перевозки груза железнодорожным транспортом существенные условия предлагает освещать также и в отношении вида платформ или вагонов, где будет размещаться груз.

Все контейнера, вагоны, полувагоны, платформы, ж/д ролл-трейлеры и прочие приспособления, являющиеся частью состава, принадлежат как собственность компании-перевозчику. Поэтому всю их исправность обеспечивает именно он, а не владелец путей железных дорог.

В общей сложности обязанности перевозчика по договору заключаются в следующем:

  1. Подавать к погрузке исправные составы.
  2. Произвести погрузку, своевременную доставку и разгрузку с максимальным сохранением целостности имущества клиента.
  3. Проделать соответствующую маркировку груза и составов.
  4. Оформить все надлежащие документы, в том числе и договор, и платежное поручение для оплаты клиентом.
  5. День погрузки нужно согласовывать с отправителем.
  6. Экспедитор уплачивает все сборы и пошлины в пути.
  7. Уведомить грузополучателя не позже 12 ч. дня, который будет следовать за тем днем, когда груз прибыл на станцию конечного пункта заказанного маршрута.
  8. Во время сдачи груза получателю перевозчик должен выдать клиенту складскую расписку или акт приема-передачи, в зависимости от того, каким набором докуме6нтов пользуется перевозчик в своем делопроизводстве.

Помимо обязанностей у перевозчика есть также права, которые по отношению к второй стороне договора будут заключаться в следующем:

  1. Не принимать груз, если он упакован в прохудившуюся тару или пакеты, мешки и т.д. То же самое касается опасных грузов – если упаковка либо тара не надлежащего качества, не сертифицирована и не имеет соответствующих знаков, то перевозчик может не принимать к провозу такой груз.
  2. Право на привлечение других лиц, чтобы выполнить обязанности по договору. При этом ответственность по провозу груза все же будет продолжать нести экспедитор.
  3. В экстренных случаях задерживать доставку груза, если для этого имелись объективные причины.
  4. Производить проверку соответствия данных в транспортной накладной и в наличии самого груза.

Отправитель обязан предъявить при погрузке либо ранее правильно заполненную транспортную накладную на груз, где указывается не только опись перевозимого имущества либо товаров, но также и их характеристики.

В целом клиенты обязуются:

  1. Привести в должный внешний вид упаковку, тару груза. Для этого можно воспользоваться услугами специалистов.
  2. Доставить к месту погрузки свой груз вовремя, как уславливались по соглашению сторон. Эта обязанность имеет место быть тогда, когда отправитель не пользуется услугами самой транспортной компании, а привлекает для этого других перевозчиков на автотранспорте либо же привозит груз на своем грузовике.
  3. Поручение предоставляется перевозчику в те сроки, которые указаны в договоре, не позднее.
  4. Оплату за услуги произвести тоже в оговоренные сроки.
  5. Полностью информировать экспедитора о специфике груза и способах обращения с ним в пути.

На основании ст. 27 ТУЖД под погрузку все вагоны, полувагоны, открытые вагоны, либо контейнерные платформы перевозчик обязан предоставлять в идеальном состоянии и исправности.

Если же отправитель заметит какую-то поломку, либо слабые укрепления его груза, то он будет иметь полное право отказаться от пользования услугами перевозчика.

Ответственность

В договоре чаще всего прописывают те моменты, за которые в ответственности стороны будут друг перед другом.

Так, клиент ответственен за:

  • задержку груза при доставке его к железной дороге для погрузки;
  • убытки и ущерб имуществу перевозчика;
  • сокрытие информации о грузе и его специфики;
  • несвоевременная оплата за услуги.

В случае задержки груза при доставке его на погрузку по вине заказчика, перевозчик может просто перенести процедуру на следующий или любой другой удобный день. Но в этом случае клиент должен будет доплачивать за каждый день простоя вагона.

У экспедитора ответственность другая, она заключается в следующем. Перевозчик ответственен за:

  • повреждение груза в пути или при погрузке-выгрузке;
  • задержку доставки либо погрузки-выгрузки;
  • оплатить за нарушение договора стоимость объявленной ценности, которая будет пропорциональна тому грузу, который был утерян либо испорчен;
  • неправильное оформление сопроводительной документации.

Образец бланка

Договор на оказание транспортных услуг по перемещению грузов железной дорогой состоит из следующих частей:

  1. Предмет договора обозначает стороны соглашения. Прописываются названия предприятий, выступающих сторонами договора, а также указываются их реквизиты.
  2. В содержании договора очень важно указать маршрут, который желательно должен быть кратчайшим, время доставки груза, название станции конечного пункта и имя грузополучателя – представителя с его персональными и контактными данными.
  3. После этого пункты могут идти в любом порядке. Обязанности сторон и их права выносятся отдельным разделом.
  4. Можно даже отдельно обозначить существенные условия.
  5. После этого указывается специфика оплаты и размеры стоимости провоза.
  6. Ответственность перевозчика и отправителя указываются в одном пункте и включают в тексте наличие ссылок на нормативные акты.
  7. Можно показать также обстоятельства, при которых стороны могут быть освобождены от несения ответственности по договору.
  8. Также отдельно стоит показать, каким образом разрешаются споры в случае их возникновения.
  9. После документ завершается прочими условиями, какие стороны посчитают нужным отразить в документе.
  10. Срок действия соглашения и подписи с указанием всех реквизитов обязательно указывают в конце документа.

Образец договора можно скачать здесь или здесь.

Возможно ли изменение условий

В некоторых случаях могут во время пути возникнуть какие-то изменения в маршруте, либо выгрузке товара по дороге и другие моменты, могущие повлиять на условия договора. В этих случаях нельзя говорить о полной невозможности внесения в соглашения новшеств.

Внести изменения можно, просто для этого грузоотправителю следует написать заявление на имя перевозчика, в котором он должен будет указать те изменения, которые нужно реализовать.

По этому заявлению железная дорога будет производить переадресовку следования состава с грузом, согласно требуемым корректировкам. Может измениться станция назначения в конце пути, возможно, часть партии груза придется выгрузить на станции посреди маршрута и т.д.

Особенности заключения международных соглашений

Заключение договора между перевозчиком железной дороги и клиентом, который желает доставить свой груз в другую страну, регулируется уже международными нормами и законодательством.

Так, для железнодорожных перемещений существует Конвенция международных ж/д перевозок (КОТИФ, 2006 год), а также международное соглашение о грузовом ж/д сообщении (СМГС).

Кроме документов передвижение поездов по территориям разных стран может также координироваться Организацией сотрудничества ж/д дорог (ОСЖД, 2007 год).

Особенности договоров такого уровня будут соблюдаться следующие:

  • ответственность за сохранность груза будут нести разные железные дороги солидарно;
  • пересечение границ потребует дополнительного оформления сопроводительных бумаг для таможенного оформления;
  • таможенные сборы должны учитываться в качестве отдельной оплаты за услугу, которую будет оплачивать клиент;
  • иногда ж/д других стран взыскивают с перевозчиков за простой, если на то нет объективных причин;
  • все параметры груза, его масса, порядок погрузки и прочие тонкости должны определяться перевозчиком с пункта отправления.

К договору прилагаются накладные на груз, квитанция, подтверждающая отправления состава, дорожная ведомость – ее корешок.

При наличии в емкостях либо контейнерах вагонов опасного груза, в договоре обязательно указывается его класс опасности, надлежащее обращение с ним и прочих условности, о которых должен клиент заранее предупредить перевозчика.

В целом составить договор транспортировки грузов железнодорожным транспортом не представляет особой сложности. Необходимо лишь запомнить основные пункты, которые должны в нем быть.

Затем все детали следует обговорить сторонам и желательно все договоренности отразить в тексте соглашения. В противном же случае, могут возникнуть споры, разрешить которые будет сложнее, если о них ничего не сказано в этом документе.

Видео: Что указывается в договоре о перевозке груза

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Все про вождение © 2017 ·   Войти   · Все права защищены Наверх