Звонок бесплатный
Москва и область:
Москва И МО:
(бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
(бесплатно)
Регионы:
(бесплатно)

Риски ЖД грузоперевозок

Грузоперевозки, в частности железнодорожные, всегда находятся в зоне риска. К сожалению, многие компании, нуждающиеся в перевозках груза, не думают о рисках, которые могут возникнуть в пути.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Для сохранности вашего груза и средств на его возмещение, необходимо изучить какие риски могут возникнуть при перевозках и провести мероприятия по их уменьшению.

Что это такое

Риск – это возможное событие, которое может произойти и нанести ущерб грузу.

Во время транспортировки на груз воздействуют три основных внешних фактора, которые носят случайный характер:

  1. Механический – трение, удары, нагрузки, толчки, вибрация.
  2. Климатический – влажность воздуха, осадки, температура воздуха, солнечная радиация.
  3. Биологический – грызуны, насекомые, микроорганизмы.

Чтобы оценить риски, из-за которых владелец товара может понести ущерб необходимо установить источник риска и его последствия, и обязательно включить их в договор перевозки грузов на ЖД транспорте.

Избежать рисков грузоотправителю поможет страховая компания, которая возьмет ответственность за покрытие убытков на себя.

Риски рассматривают с двух сторон: и страхователя и страховщика.

Объективные риски – это проявление стихии, землетрясения, ураганы, наводнения, извержения вулканов; в данную группу относятся политические риски и военные.

Субъективные риски – связанные с человеческим фактором, кража, пожар, авария.

Страхователь решает оставить эти риски на свой счет и или на счет страховщика. Страховщик оценивает вероятность каждого риска и рассчитывает стоимость страховой премии, учитывая значимость конкретного риска и его вероятность.

Необходимо различать действительные риски, которые характерны для данной перевозки и специфические свойства товара, вид транспорта, другие обстоятельства, которые не могут выступать, как риски (ржавление металла, изгиб труб, усушка продуктов).

Естественные свойства груза, транспорта, условий перевозки не покрываются страховкой.

Какие присутствуют риски при железнодорожных грузоперевозках

На жд перевозках присутствуют такие риски, как кража, мошенничество, коммерческие ошибки при приемке, погрузке, размещении, сохранении, выгрузке или сдаче груза, а также ЖД аварии. Рассмотрим подробнее каждый из рисков.

Кража груза

Кража – это хищение чужого имущества, преступление, за которое следует уголовная ответственность: возмещение стоимости плюс штраф в крупном размере или лишение свободы.

Несмотря на суровое наказание, хищение груза во время его транспортировки – самый распространенный вид кражи.

По частоте краж при перевозке железнодорожный транспорт стоит на втором месте после автомобильного. После автомобильных дорог ЖД сеть самая разветвленная.

Железнодорожные линии лучше защищены, чем автомобильные дороги. Остановок мало, и только на станциях. Но кражи все равно происходят.

Ночью преступники вскрывают вагон различными способами:

  • автогеном разрезают дно или стенку вагона;
  • аккуратно вскрывают пломбы, после кражи опять опечатывают, закрасив места спила на ушках пломб. Иногда, даже невозможно установить на какой станции произошло вскрытие вагона;
  • во время ремонта в мастерских, приподняв крышку вагона.

На железной дороге работает транспортная полиция, которая следит за порядком и занимается преступлениями, которые совершаются на железнодорожных линиях.

Мошенничество

При транспортировке груза не редко встречается и мошенничество. Самый частый способ это фальшивая фирма по грузоперевозке.

Регистрируется фирма на учредителя, он же и директор. Заверяется у нотариуса. Открывается счет в банке. Первое время фирма работает, как положено.

На банковский счет поступают деньги, фирма платит налоги, сдает отчетность. Но в нужный момент, когда на счету собралось значительное количество денежных средств по предоплате, фирма исчезает.

Конечно, можно обратиться в суд, но что вы скажите, когда узнаете, что на директора зарегистрировано множество фирм и имеется огромное количество исков к ним.

Чтобы избежать мошенничества, обратите внимание на:

  • имя транспортной компании;
  • условия оплаты.

Известная компания не станет очернять свое имя. Если вы уже пользовались услугами компании и у вас доверительные отношения, производите оплату после получения груза.

Есть и другой способ мошенничества. Заказчик и перевозчик вступают в сговор, страхуют груз, товар отгружают в малом количестве, а по документам указывают большое количество.

В дороге инсценируют кражу, и по страховке получают компенсацию.

Коммерческие ошибки при приеме, погрузке, размещении, сохранении, выгрузке или сдаче груза

Согласно договору о транспортировке, главная задача перевозчика состоит в том, чтобы доставить груз в целостности и сохранности, в заданный срок, начиная с момента получения груза от отправителя и до выдачи в пункте назначения получателю.

Неточности или ошибки во время приема, погрузки, закрепления, сохранности, выгрузке или выдаче груза ведут к ответственности за недостачу, потерю, повреждение или порчу товара:

  • утрата груза – это гибель, хищение, уничтожение багажа, а также, если товар не выдан в течение 30 дней после оговоренного срока поставки;
  • недостача – это выдача груза владельцу в меньшем количестве, чем было заявлено при отгрузке, согласно транспортному документу который составлялся, по причине кражи в пути или недогрузки при отправлении;
  • порча – это нарушение химического или биологического состава груза;
  • повреждение – физический дефект, нанесенный товару.

Эти факторы приводят к уменьшению ценности груза. Основными факторами порчи и повреждения является неправильный режим транспортировки.

Во избежание ошибок при перевозке и сохранности товара, требуется соблюдение правил:

  • подготовки багажа к отправке;
  • маркировки;
  • погрузки;
  • размещения;
  • сохранности;
  • выгрузки;
  • сдачи.

До отправки отправитель должен подготовить груз:

  • упаковать товар, чтобы максимально его сохранить в пути;
  • маркировать груз (специальная информация и данные отправителя) с указанием массы отдельного грузового места;
  • сформировать места для груза;
  • произвести подборку товара в вагон;
  • поместить партию груза у вагона при отправлении.

Грузы должны быть маркированы следующим образом: в маркировке отправителя указывается его знаки, номер места, станции отправления и назначения, получатель груза.

Не четкая, не разборчивая, не полная, неправильная маркировка является причиной задержки в транспортировке. При мелком багаже маркировку ставят на каждом грузовом месте.

Маркировка устроена таким образом, чтоб указывать на способ грузовых операций и хранения товара. Наносится словами или изображениями: «Осторожно», «Верх», «Не кантовать», зонтик, рюмка.

Во время малотоннажных и небольших отправок наносится железнодорожная маркировка с обозначением номера приема груза, количества мест, номера дороги и станции отправления.

Для сохранения целостности груза вагоны под него должны быть годными для транспортировки как в техническом (исправность), так и в коммерческом планах (чистота, отсутствие запаха, щелей, торчащих гвоздей).

В случае, когда вагон не обеспечивает сохранность груза, отправитель должен отказаться от его транспортировки. Иначе убытки по причине погрузки будут возложены на него.

Погрузка производится с учетом технических условий, норм и сроков. За простой и недогруз вагонов (объемный и весовой) накладывается штраф. Загруженные контейнеры пломбируются, исключая доступ к багажу на время перевозки.

Сокращение длительности поставки идет на пользу лучшей сохранности груза. Товар доставлен в срок, если его подали под выгрузку на конечной станции маршрута до истечения срока поставки.

За просрочку железная дорога несет ответственность и уплачивает штраф отправителю багажа.

В день, когда груз доставляют на станцию назначения, об этом уведомляют получателей. Ответственное лицо от предприятия оформляет прием груза и организует вывоз его со станции.

После финальных расчетов по провозной плате, по дополнительным сборам, получателю выписывают накладную из дорожной ведомости под расписку с указанием времени выдачи груза.

Если получателю передают целые вагоны с товаром, для проверки проводят наружный осмотр вагона, проверяют пломбы и их оттиски; на открытом подвижном составе проверяют наличие груза, отсутствие следов потери.

ЖД перепроверяет вес груза, количество мест, состояние товара, если:

  • вагон неисправный или с поврежденными пломбами;
  • имеются признаки недостачи или повреждения;
  • нарушены сроки поставки (быстропортящийся груз).

После проверки багажа станция прибытия ставит отметку о его выдаче в накладной. Эта отметка является подтверждением прибытия груза в исправном вагоне с целями пломбами и нужна в случае, если товар выдали без проверки массы, а на складе получателя выявили недостачу.

Станция составляет коммерческий акт при выгрузке товара по количеству и качеству в таких случаях:

  • выявлены повреждения или недостача;
  • документы без груза или багаж без документов;
  • несоответствие товара с данными документации.

Акт служит основанием для взыскания материальной ответственности.

Аварии

На железной дороге происходят инциденты в виде аварий, крушений и катастроф. ЖД авария – это ЧП, которое влечет за собой порчу подвижного состава, телесные повреждения, гибель людей.

Крушение поезда – это столкновение одного поезда с другим или с подвижным составом, в результате происходит схождение с колеи и гибель или ранение людей.

ЖД катастрофа – это инцидент с большим количеством жертв или последствиями для окружающей среды.

Основные причины аварий:

  • неисправность пути, технических средств управления, подвижного состава;
  • ошибки работников ЖД, которые отвечают за безопасность передвижения поездов;
  • нарушение правил пересечения ЖД рельс автомобильным транспортом.

Свыше сорока процентов происшествий происходит по вине ЖД рабочих.

Среди аварий различают:

  • схождение поезда с рельсов,
  • столкновения, наезды на препятствия на ЖД переездах,
  • пожары и взрывы на поезде,
  • столкновение подвижных составов между собой.

Аварии на станциях и перегонах влекут за собой:

  • взрывы опасных грузов;
  • разрушение жд путей, локомотивов, вагонов, зданий, сооружений;
  • пожары поездов и сооружений;
  • выброс и разлив ядовитых и агрессивных веществ в атмосферу;
  • поражение ЖД работников взрывами, огнем, вредными опасными веществами;
  • материальный ущерб ЖД хозяйству, потери грузов.

Мероприятия по уменьшению рисков

Один из эффективных способов понижения риска при перевозке – страхование багажа. Процент страхования перевозок на ЖД не большой – 10-15% от общего количества транспортировок. Наиболее часто страхуют груз при международных перевозках.

Малоценные товары не требуют страховки – песок, руда, щебень. Страхование опасных грузов до сих пор не является обязательным. Но, к примеру, в западной Европе, при ЖД перевозке груза он должен быть обязательно застрахован.

Сегодня страхование перевозок имеет добровольно-принудительный характер. Нет возможности урегулировать тарифы и условия страхования. В основном страхуют перевозки груза на импорт и экспорт.

Несмотря на популярность внутреннего рынка по перевозкам, страхование багажа еще не популярно. Наблюдается монополизация в страховой деятельности. На железной дороге преимущественное положение занимает страховая компания ЖАСО.

Бороться с монополией тяжело. Отправителя груза, которые не хотят страховать товар в этой фирме, могут пострадать через срыв сроков поставки, так как жд имеет право притормозить подачу вагонов.

Главным образом в сохранности груза заинтересован его владелец, и это предполагает заинтересованность в страховании товара, но часто перевозчики берут на себя всю ответственность за сохранность багажа и обязуются возмещать все убытки, без оформления документов на страховку.

Получается сдвиг интересов. В страховом полисе нуждаются транспортные компании, вместо грузовладельцев, что неправильно.

Несмотря на все сложности и проблемы сфера страхования внутренних перевозк пополняется новыми участниками. Благодаря им рынок стабилизируется.

Компании внедряют системы риск-менеджмента, международные стандарты управления. Все эти действия помогают минимизировать риски на ЖД перевозках.

Видео: Безопасности перевозок и страхования рисков на ж/д

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область -
    • Санкт-Петербург и область -
    • Регионы -

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Все про вождение © 2019 ·   Войти   · Все права защищены Наверх