Звонок бесплатный
Москва и область:
Москва И МО:
(бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
(бесплатно)
Регионы:
(бесплатно)

Как составить схему ДТП

Любые обстоятельства ДТП должны отражаться в схеме аварии. Но как правильно ее составить – у кого есть такие полномочия, что включать, как отражать детали? Эта информация будет полезной каждому автомобилисту.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Схема ДТП – веское доказательство при рассмотрении дела. Понятие «доказательство» рассматривается в ст. 74 УПК, ст. 55 ГПК, ст. 64 АПК, ст. 26.2 КоАП. Чтобы правильно составить такой документ, участникам аварии стоит запомнить основные правила.

Рассмотрим требования, предъявляемые к схеме ДТП, а также сведения, которые должны быть указаны в чертеже.

Что это такое

При аварии необходимо соблюсти ряд правил, одно из которых касается заполнения европротокола. Среди обязательных пунктов такого документа – схема ДТП (17 пункт).

При ее составлении водители должны отразить положение автомобиля, разметку, наличие дорожного знака и т. д. Указывается, в каком направлении двигались транспортные средства, какое их конечное положение относительно друг друга.

Помните, что при наличии противоречивых сведений пункта 16 и 17, приоритет имеет информация об обстоятельствах происшествия.

Какое назначение схемы ДТП? Произвести фиксацию обстоятельств аварии, определить виновное лицо, пострадавших. Представители ГИБДД не всегда своевременно приезжают, и такой документ станет перестраховкой для водителей.

Правила составления схемы ДТП

Данная схема ДТП будет являться весомым доказательством при рассмотрении и установлении степени вины участников происшествия.

Схема выглядит примерно так:

Составляется сразу после столкновения автомобилей, пока все объекты, что имеют отношение к ДТП, еще не передвигались.

При подготовке схемы могут быть такие варианты действий:

  1. Оставьте все как есть и ожидайте сотрудников уполномоченного органа, которые будут оформлять происшествие, устанавливать вину причастных лиц и зарисовывать схему.
  2. Начертите схему сами, отразив всю важную информацию. Это возможно, если не возникает спора и оба участника дорожно-транспортного происшествия согласны со своим местоположением на чертеже. После того, как лица подпишут документ, нужно незамедлительно отправляться в ближайшее отделение ГИБДД для регистрации аварии.
  3. Оформляйте европротокол в соответствии с установленными правилами, после чего отправляйтесь в страховую компанию. Но стоит учесть, что права заполнять протокол без участия инспектора возникают только при соблюдении определенных условий.

Если же автомобилисты не могут прийти к общему мнению, то составление схемы не является целесообразным. В таком случае нужно просто ждать приезда работника ГИБДД, который займется оформлением самостоятельно.

В независимости от выбранного способа, составлять схему стоит в обязательном порядке, соблюдая все правила. Если такой чертеж будет сделан неправильно, в Страховой организации и отделении ГИБДД его не примут.

Оформление

Не все знают, что должно быть указано в схеме ДТП.

Оформлять ее нужно, придерживаясь таких правил:

  1. Для схемы подойдет лист А4. Так участники ДТП смогут увеличивать масштаб и отражать все детали.
  2. Необходимо указать «Схема ДТП», так как документ должен быть с названием.
  3. Стоит нанести положение дорожного участка, пишут название улицы, сооружений. Следует отразить на чертеже месторасположение тротуара, трамвайных путей, дорожных знаков, светофора (и его цвета), разметки, открытых колодцев и т. д.
  4. Указывают место происшествия – где машины расположены, в каком направлении двигались. Допускается использование простых геометрических фигур, каждую из которых обозначают буквами, например, «А» и «Б». Для отражения направления используют стрелки. Места удара обозначают знаком «Х».
  5. Зарисовывают положение других транспортных средств, которые препятствуют движению.
  6. Участники или инспектор осматривает место аварии, рассматривает все следы (тормозные пути), которые затем измеряет и вносит в схему. Обращают внимание, в каком состоянии находился автовладелец.
  7. Под составленной схемой стоит дать расшифровку условных обозначений. К примеру, «А» — Тойота с таким-то номером и т. д.
  8. Затем пишут ФИО составителя, данные каждого из участников аварии, которые ставят свои подписи в случае согласия.

Примеры страховой

Существуют типовые схемы. Перечислим те ДТП, которые являются распространенными, и выясним, как в европротоколе их отразить.

В процессе перестроения, а также объезжая препятствие, «В» не уступает дорогу «А», что двигается по прямой и попутно с правой или левой стороны.

«А» и «В» перестраиваются одновременно, «В» не уступает дорогу другому авто, что перестраивается с правой стороны.

Оба автомобиля двигаются в одном направлении. «А» находился впереди.

Транспортные средства двигаются в одном направлении. «А» находится впереди. Столкновение произошло из-за отличий в скорости. Ответственность распределяется между водителями в независимости от вида транспорта, дорожного участка.

Поворачивая в левую сторону (или разворачиваясь), автомобилем с пометкой «В» не занято левое положение. В результате машина сталкивается с «А», что находится с левой стороны (или также поворачивает налево).

Так оцениваются действия и при повороте направо в аналогичной ситуации.

Транспортное средство «В», месторасположением которого является крайняя левая полоса, поворачивает налево. «А» поворачивает в ту же сторону с трамвайной попутной линии, что находится на том же уровне, что и проезжая часть.

«В» завершает обгон и задевает «А», что движется на позволенной скорости.

«В» обгоняет попутное авто, не увидев, что «А» приступил к опережению «В».

«В» увеличивает скорость, не пропустив «А», что пошел на обгон, или нарушил безопасное расстояние. В итоге ТС сталкиваются.

«В» начинает обгонять «А», что также обгоняет авто, объезжает его или перестраивается.

«А» движется на разрешающие сигналы светофора, а «В» — а запрещающие. Схему используют в независимости от того, в какую сторону направляется транспорт.

«А» движется вправо по направлению зеленых стрелок, что находятся около красного сигнала светофора, не предоставлено дорогу «В», что двигается на зеленый.

«А» движется на разрешающие сигналы, но не уступил «В», что проезжал по перекрестку.

«А» не уступает дорогу «В», что движется по дороге, являющейся главной. Схему применяют даже при условии, что был желтый. Ответственность определяется без учета того, было ли право у «А» передвигаться по такой дороге.

«В» не уступает дорогу «А», что движется с правой стороны по равнозначной дороге.

«А» поворачивает в левую сторону или разворачивается на участке перекрестка, и не уступает дорогу второму автомобилю, движется навстречу. Ответственность наступает в независимости от того, были или нет знаки, какой тип транспорта и как он располагается на проезжих частях.

«В» выезжает без разгона. «А» двигается по прямой.

«В» движется задним ходом.

«А» находился на месте или ехал вперед.

«В» выезжает со стоянки или маневрирует для остановки, и наезжает на машину, что уже припарковалась. Не будет учитываться, нарушал ли «А» при парковании правила или нет.

«А» останавливается и открывает двери, не убедившись в безопасности.

«В» не действовал таким образом, чтобы исключить самопроизвольное движение ТС, поэтому авто сталкивается с «А», что стоит на месте.

Кто должен составлять

Составлять схему ДТП имеет право инспектор ГАИ, дежурные следователи в соответствии с подпунктом 111 Административного регламента Министерства внутренних дел. Если схема составлена с нарушениями, виновник может обратиться в суд для ее обжалования.

При выполнении некоторых условий, оформлять аварию участники могут сами (составлять европротокол). Перечислим их:

  1. В ДТП попадает две машины.
  2. Нет пострадавших.
  3. Участники не имеют разногласий.
  4. Оба водителя имеют ОСАГО.
  5. Ущерб не превышает 50-тысячного лимита (400 тыс. для Москвы и Санкт-Петербурга).

Если схему нарисует лицо, которое не имело на то прав, документ будет считаться ничтожным.

Как нарисовать самостоятельно

Разберемся, как рисовать схему в извещении о происшествии.

Необходимо отразить и горизонтальную, и вертикальную проекцию всех элементов. В отношении размера и формы нет ограничений, ведь границы аварии бывают различной конфигурации.

Вертикальную проекцию отражают редко, поскольку практически все дороги характеризуются наличием ровной горизонтальной проекции.

Чтобы зафиксировать месторасположение какой-либо точки, стоит выбрать ось координат на плоскости, измерить 2 проекции такой точки на координатные оси.

Если углы сложно отобразить, меряют 1 проекцию и угол, что образовывается с центральной части. Указывают нахождение определенного объекта с помощью 3 проекций их крайней точки.

Если что-либо не отражено на схеме, имеет место нарушение нормативного документа от 2.03.2009 № 185.

Сначала лицо должно составить черновой вариант схемы аварии. Если документ составле вторым участником, и вы не согласны с ее содержанием, поставьте соответствующую отметку.

На всякий случай сфотографируйте схему. Фото пригодится на случай подделки документации или внезапного изменения деталей.

Вот бланк, который водители могут заполнять.

Что делать, если схема не подписана

Если водитель не подписывает схему аварии, получается, что он не согласился с отраженной ситуацией. Такому автовладельцу можно подготовить жалобу, в которой написать – ввели в заблуждение, поэтому подписал протокол.

Спустя время, когда обстановки аварии уже не будет, вряд ли что-то будет доказано вторым участником, если схему собственник авто не подписал.

Оптимальный вариант в таком случае – на месте ДТП найти свидетеля, попросить работника ГИБДД заверить протокол, указать, что второй участник отказался ставить подпись.

Как оспорить, если подписал

Бывает, что водители, попавшие в ДТП, ознакомились со схемой, но не согласны с ее содержимым. В таком случае можно оспорить документ, обратившись в суд.

Часто водители не соглашаются со схемой, если они отсутствовали при составлении по таким причинам:

  • были эвакуированы в медучреждение;
  • участник доставлен в отделение полиции до того, как сотрудник приедет на место происшествия;
  • место аварии водитель оставил;
  • лицо находится в неадекватном состоянии;
  • пострадавший погибает (оспорить документ могут близкие).

Да и при личном присутствии участника при составлении не дает гарантии того, что схема будет полной и достоверной.

Схема оспаривается, если:

  • отраженные сведения не полные (нет дорожных условий);
  • документ является недостоверным (сведения преднамеренно или по ошибке искажаются);
  • документ составлен с нарушениями законодательства (по таким основаниям доказательства должны признаваться недопустимыми).

Нередко водителем оспаривается фальсифицированная схема, где не правдивой является часть документа или все сведения. Ответственность в такой случае предусмотрена ст. 303 УК.

Квалификация как служебного подлога определяется ст. 292 УК.

Как оспаривается схема? Действия будут зависеть от ситуации. Можно восполнять данные, что отсутствуют, или опровергать сведения, что искажены.

В первом случае необходимо дополнительное проведение осмотра места аварии по ходатайству заинтересованного лица. Сведения вносят в документ, может составляться новая схема.

Во втором случае к делу стоит приобщить доказательства, которыми можно опровергнуть схему. Допускается приобщение схем участка дороги. Информация сопоставляется и устраняются противоречивые данные.

Схема участка дороги может выдаваться в компании, которая отвечает за эксплуатацию и содержание дорог.

В деле могут пригодиться:

  • фото;
  • видео;
  • запись с камеры наблюдения, которая была установлена неподалеку;
  • показания свидетелей, участников ДТП

Процесс должен осуществляться в соответствии с процессуальным законодательством, иначе все доказательства будут признаваться недопустимыми.

В независимости от того, составляется схема ДТП с пешеходом или с ТС, действия не должны противоречить установленным нормам. Придерживайтесь рекомендаций, зарисовывая ситуацию, внимательно рассмотрите отраженные данные. Ведь подписанная схема может быть весомым доказательством вашей вины.

Видео: составление схемы ДТП

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область -
    • Санкт-Петербург и область -
    • Регионы -

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Все про вождение © 2019 ·   Войти   · Все права защищены Наверх