Звонок бесплатный
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 110-56-12 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-50-97 (бесплатно)
Регионы:
8 (800) 222-69-48 (бесплатно)
≡ 

Лицензия на осуществление пассажирских перевозок

Регулярные перевозки пассажиров, которые приносят прибыль транспортному предприятию, будь то юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обязательно требуют лицензирования подобной деятельности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Но не все перевозки подлежат такому виду оформления. Особенно это может иметь отношение к частным пользованиям транспорта для перемещения вместе с людьми по воде, земле или воздуху.

Поэтому нужно знать, какие случаи подлежат лицензированию, какие правила оформления существуют и что за штрафы могут быть применены для извозчиков без лицензий там, где она по закону нужна.

Нужна ли

Сразу нужно сказать, что для получения транспортной лицензии в сфере транспортировки людей работает одно золотое правило – в случаях перевозки людей в количестве более 8 человек лицензия нужна практически всегда, а в тех обстоятельствах, когда везут людей в количестве менее 8 человек – не всегда.

В отношении правового урегулирования вопросов, связанных с лицензированием деятельности в сфере перевозки пассажиров в Российской Федерации существуют свои законодательные акты и положения.

Для примера можно обозначить самые основные правовые нормативы в отношении пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.

В частности, это следующие положения:

  1. Основной закон о лицензии на пассажирские перевозки автотранспортом – это закон № 99-ФЗ от 04.05.11 г., отредактированный в 13.07.15 г., а изменения в него вносились 30.12.15 г. В частности интересна глава № 2, в которой определены требовании в следующем порядке:
    • ст. 12 раскрывает полноценно весь перечень тех видов деятельности, которые должны лицензироваться в обязательном порядке (для автотранспорта действует пп. 24 п. 1 данной статьи);
    • ст. 13 показывает, какие документы следует подавать соискателям, и в каком порядке предоставляются сами лицензии;
    • ст. 14 – случаи для отказа в предоставлении лицензии;
    • ст. 17 – порядок, при котором выдают дубликаты;
    • ст. 18 – переоформление лицензии (например, когда добавляется подвид основной деятельности);
    • ст. 20 – порядок, при котором действие лицензии приостанавливается или прекращается.
  2. Положение российского Правительства № 280 от 02.04.12 г., отредактированного 26.11.13 г., которое имеет название – «Об утверждении Положения, регулирующее лицензирование автоперевозок пассажиров тем средством передвижения, что предусматривает наличие мест для людей не более 8 штук».
  3. Приказ российского Министерства транспорта № 144 от 29.04.13 г., в который были внесены изменения 23.07.14 г. – «Об утверждении регламента, который регулирует административный порядок предоставления госучреждениями лицензий для автоперевозок пассажиров транспортом, где оборудовано более 8 мест для людей».

В случае, когда нужно определиться с назначением сроков действия той или иной лицензии, необходимо обозначить требования, какие нужно уплатить государственные пошлины и другие моменты – все это освещается в первой главе закона № 99-ФЗ.

Следует также подчеркнуть, что необходимость в наличии лицензии при перевозке людей в количестве менее 8 человек может отпадать в тех случаях, когда перевозка осуществляется по заказу или в целях личных нужд.

Например, если у многодетной семьи имеется микроавтобус, тогда такие перевозки не лицензируются. А вот если это будут уже регулярные маршруты транспортного предприятия, тогда придется оформлять лицензию, даже если извозчик везет малое количество людей каждый рейс.

В общей сложности можно отметить следующие нюансы тех случаев, когда нужно оформлять лицензию, а когда не нужно:

  1. Лицензия нужна, когда регулярно осуществляются:
    • городские или пригородные маршруты;
    • междугородние перевозки;
    • международные перевозки.
  2. Лицензия не нужна, когда регулярно или нерегулярно осуществляется:
    • перевозка людей в такси, где количество пассажирских мест 8 и менее штук;
    • в целях перевозки своих рабочих в процессе ведения хозяйственной деятельности индивидуальным предпринимателем или любым юридическим лицом;
    • в личных целях при перевозке своих родственников, друзей, знакомых и т.д.;
    • перевозки людей (с багажом или без такового) по нерегулярным маршрутам.
  3. Получить лицензию обязательно должны индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые собираются перевозить людей по регулярным маршрутам на транспортных средствах, что оборудованы количеством посадочных в количестве 8 или более мест.

Таким образом, регулярные маршруты с большим количеством людей уже подпадают под требования закона лицензировать такого рода деятельность.

Как правило, это всегда касается транспортных компаний, чья деятельность по пассажирским перевозкам является основной. При этом если предприятие перевозит своих работников, то это не считается деятельностью, подпадающей под лицензирование.

Даже если такие маршруты производятся по графику, например перевозка посменных рабочих (например, шахтные автобусы, что возят шахтеров на смены от посадочного пункта до ствола и, наоборот).

Отвечая на вопрос, нужна ли лицензия на нерегулярные пассажирские перевозки, можно смело ответить, что не нужна, если количество перевозимых людей не превышает 8 человек.

Документы для получения

Все требования, которые обычно выдвигаются регистрационным учреждением, уполномоченным выдавать лицензии транспортникам, должны обязательно подкрепляться соответствующей документацией.

Причем документы практически идентичны для того или иного вида перевозок – наземным транспортом либо же водным или воздушным.

Однако все равно разница по некоторым документам будет фиксироваться, поэтому имеется смысл рассмотреть, в каких случаях, когда и какие документы следует подавать в лицензионный центр, чтобы получить разрешение на осуществление перевозочной деятельности.

Для ИП

Индивидуальные предприниматели, что ведут хозяйственную деятельность в сфере перемещения людей, могут получить такой необходимый документ, как лицензия на перевозку пассажиров до 8 человек, при подаче определенного пакета документации.

Перечень документов необходимо подготовить следующий:

  1. Гражданский паспорт индивидуального предпринимателя с его пропиской.
  2. Свидетельство о государственной регистрации ИП (копия).
  3. Данные о тех транспортных средствах, что числятся в качестве перевозочных для людей по регулярным рейсам, маршрутам. Такие данные должны быть в виде документов:
  4. Выписка из ЕГРИП.
  5. Данные по водителям:
    • водительское удостоверение;
    • копии трудовых книжек;
    • справки о прохождении медкомиссии.
  6. Если вместо индивидуального предпринимателя заявление на лицензию подает его представитель, тогда следует также предъявить доверенность, заверенную у нотариуса.
  7. Оплата госпошлины и иных лицензионных соборов подтверждается соответствующими платежными документами. Чеками, квитанциями.

Для ООО

Юридические лица, такие как транспортные компании, предприятия, занимающиеся обслуживанием городским пассажирским транспортом населения и другие похожие организации, должны подавать в Госавтодорнадзор определенные документы.

К такому пакету бумаг относятся следующие:

  1. Заявление с просьбой получить лицензию.
  2. Копия Устава предприятия, которая должна заверяться у нотариуса.
  3. Копии решения или соглашения между учредителями.
  4. ИНН и ОГРН, а также все изменения, что могли быть внесены в такие свидетельства.
  5. Выписка из ЕГРЮЛ.
  6. Приказ, который говорит о назначении на должность руководителя транспортной организации.
  7. Копия всех страниц гражданского паспорта, принадлежащего руководителю транспортной компании.
  8. Выписка из государственного Реестра юрлиц (копия).
  9. Статистические коды, оформленные в одной бумаге из Госкомстата.
  10. Договор между медучреждением, обслуживающим водительский состав транспортной компании.
  11. Если нет договора между транспортниками и медучреждением, тогда достаточно предоставить диплом медика, который имеет право проводить регулярные профосмотры водителей.
  12. Персональный паспорт и иные документы должностного лица, который отвечает за безопасность маршрутов пассажирских перевозок.
  13. Бумаги, могущие подтвердить информацию о водителях, как сотрудниках компании – на каком основании они приняты в должность для регулярной транспортировки людей:
    • подтверждение опыта вождения пассажирского транспорта – копия трудовой книжки, где было бы видно, сколько лет человек проработал водителем ТС в категории D;
    • справки от медкомиссии;
    • контракты с водителями (или трудовые договора);
    • копии водительских прав.
  14. Бумаги на каждую машину:
    • ПТС;
    • правоустанавливающие документы;
    • свидетельство о регистрации;
    • диагностическая карта о прохождении техосмотра для автомобилей;
    • документ, подтверждающий техосмотр на воздушный или водный транспорт;
    • страховые полисы ОСАГО с указанием водителей или же полисы без ограничений количества водителей, допущенных к управлению транспортом.
  15. Реквизиты банковского счета, телефонов, адреса.
  16. Доверенность на лицо, уполномоченное представлять интересы юридического лица.
  17. Квитанции об оплате госпошлины или лицензионных сборов.

Что касается транспортов водного и воздушного направлений то на персонал, который управляет таким транспортом также должны предоставляться медицинские справки осмотров.

Соглашение с охранной организацией стоянки транспортных средств также могут быть предоставлены, если у бизнесмена или юридического лица нет своей площадки для стоянки автопарка.

Кто выдает

Чтобы приобрести такой важный документ, защищающий правовую сторону деятельность транспортной компании или индивидуального предпринимателя, занимающегося перевозками людей, нужно обращаться в соответствующие инстанции.

Выдачей лицензий транспортникам обычно занимается Ространснадзор – служба по проведению надзора в сфере пассажирских перевозок федерального значения.

Но непосредственное отношение к выдаче лицензий для:

  • автоперевозок на практике занимаются территориальные органы управления Госавтодорнадзора;
  • водных перевозок – в государственном управлении морских или речных перевозок – Государственным морским, речным надзором федерального значения;
  • железнодорожных перевозок – управлением Ространса;
  • воздушных перевозок – управлением Росавиации.

Каждый соискатель обязан обращаться в это управление по месту своей регистрации как юридического лица или по месту регистрации (жительства) индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в сфере перевозки людей.

Лицензии на тот или иной вид перевозки людей выдаются разного типа. Например, образец лицензии на перевозку пассажиров морским судном имеет одно содержание, а для автоперевозок документ будет соответственно отличаться.

Как получить лицензию на пассажирские перевозки

Вообще цель снабжения транспортников лицензиями на перевозку людей – это максимально обеспечить безопасность на дорогах, снизить возникновение аварий, предоставляя возможность пользоваться транспортным средством исключительно профессионалам.

В особенности это касается частотности при перевозках – чем чаще и больше нужно транспортировать людей, тем рискованнее такая деятельность. Поэтому лицензирование помогает также в случае чего найти ответственного в аварии.

Вообще для того, чтобы получить лицензию необходимо предусмотреть выполнение ряда условий, причем каждое из них отличается от вида перевозки тем или иным видом транспорта.

Автомобильным транспортом

Перевозчики при получении лицензии автомобильным средством передвижения должны соблюсти следующие требования:

  1. Каждый водитель должен иметь соответствующее образование и опыт, что в обязательном порядке в кадровом отделе должно подтверждаться соответствующими документами об образовании, а также наличием у водителя соответствующей категории транспорта квалификации и водительских прав.
  2. С каждым водителем, оформленным в штат и по трудовому законодательству, должен быть заключен соответствующее соглашение.
  3. Весь автопарк предприятия должен быть оборудован специальными ремонтными площадками, либо же все автомобили, автобусы и другие виды автотранспорта для перевозки людей должны обслуживаться в специализированных помещениях.
  4. Все водители не должны иметь никаких медицинских противопоказаний.
  5. Автотранспорт обязательно должен быть в правовом владении собственника, который подает заявление на получение лицензии. Законное использование автотранспортного средства может классифицироваться таковым при следующих формах оформления:
    • аренда;
    • покупка;
    • приобретение в лизинг;
    • приобретение в кредит;
    • подарен;
    • получен по наследству.
  6. Каждая машина автопарка должна быть пригодна для перевозок людей.
  7. По каждой машине должны быть в порядке все документы:
    • свидетельство о регистрации ТС;
    • технический паспорт;
    • диагностическая карта на своевременное прохождение технического осмотра;
    • ПТС (паспорт на машину);
    • полис страхования ОСАГО.
  8. Все автотранспортные средства должны быть дополнительно оснащены системой навигации и регистрации системы ГЛОНАСС.

Автобус

Для надлежащего обслуживания автобусов можно не обязательно содержать на территории предприятия специализированный бункер для технического ремонта и иного сервиса по улучшению состояния машин.

Допускается заключение договоров с компаниями по техремонту автотранспортных средств. Выполнения этого условия будет достаточно для получения соответствующей лицензии.

Кроме того, для осуществления автобусных маршрутов у водителя должна быть обязательно соответствующая квалификация, которая измеряется присвоением категории в водительских правах.

Это категория D – для вождения автобусов. Опыт вождения водителей автобусов, как правило, составляет 5 лет, а прохождение медкомиссии должно осуществляться не реже 1 раза в год.

Такси

Для перевозок людей в легковых автомобилях, состоящих официально на балансе таксопарка или же являющихся собственностью водителей, работающих в таксопарке, тоже требуется соответствующая квалификация и опыт вождения шоферов.

Так, для перевозок людей с багажом в легковых машинах у водителя должна быть категория М1. однако в салон автомобиля вряд ли можно усаживать 8 человек, поэтому такая деятельность не лицензируется.

Но вот для такси, которые осуществляют перевозку пассажиров в микроавтобусах, где посадочных кресел может быть 8 и более мест, лицензия нужна обязательно.

Железнодорожным

Получение разрешения на перевозку железнодорожным транспортом пассажиров производится в территориальном отделении Ространса. Все работники железнодорожной службы должны регулярно проходить аттестацию.

Начальник поезда, машинисты, проводники – все проходят медкомиссию в положенное время, в результате которой выдается медсправки по каждому прохождении осмотра. Опыт работы машинистом поезда должен составлять не менее 5 лет.

Весь транспорт должен соответствовать нормативам безопасного состояния, подходящего для перемещения людей. Если лицензия на перевозку пассажиров поездами будет просрочена, то компанию могут оштрафовать.

Водным

Для оформления лицензии на перевозку пассажиров морским или речным судном потребуется подать определенные документы в Ространснадзор (точнее, в управление Госморречнадзора), а также учесть ряд нюансов:

  1. Подаются правоустанавливающие документы на владение судном транспортной компанией.
  2. Транспорт должен быть пригоден для безопасной перевозки людей.
  3. План и документация по разработке мероприятий по обеспечению надлежащих мер безопасности перевозки людей.
  4. План, отражающий мероприятия по эффективной борьбе с загрязнением воды нефтепродуктами.
  5. Все работники морских или речных судов должны быть застрахованы. Страхуется жизнь, здоровье экипажа.
  6. Должна быть на борту каждого судна своя специфическая документация, которая регламентируется ст. 25 КТМ РФ – например, судовой журнал или санитарное свидетельство.
  7. Свидетельство о готовности перевозить пассажиров.
  8. Перечень второстепенных судов, которые помогают обеспечить нормальную перевозку людей морским или речным транспортом.
  9. Заявление на выдачу лицензии, а также все необходимые квитанции по оплате госпошлин и иных лицензионных сборов.

Каждый капитан судна должен иметь стаж работы в своей должности не менее 5 лет.

Допускается назначение на эту служебную должность с пятилетним опытом службы старпомом. Кроме того, каждый капитан корабля обязан быть аттестован.

Срок действия и как продлить

Некоторые лицензии выдаются бессрочно, а некоторые на период от 3 до 5 и более лет. Здесь многое зависит от характера активности перевозочного вида деятельности в сфере пассажирского транспорта, а также от пожеланий самого подающего заявку на получение лицензии.

Чаще всего на практике это выглядит следующим образом – если данный вид деятельности основной, то предприятие заинтересовано в получении бессрочной лицензии.

Но, если перевозки по регулярным маршрутам планируется проводить временно, тогда имеет смысл получить лицензию на 5 лет с последующим продлением.

Если лицензия на перевозку пассажиров более 8 человек может скоро утратить свое действие, то ее необходимо продлевать. Делается это таким же путем, как и при первичной подаче заявления с приложенными документами.

Только заявку следует подавать за 10 дней, до того, пока наступит дата окончания действия документа. Продлевается документ на тот же период, на какой он выдавался изначально, а также можно переоформлять не ограниченное количество раз.

При потере лицензии, ее легко восстановить путем получения дубликата в той же инстанции – в территориальном отделении Ространснадзора.

Сколько стоит

Цена лицензии складывается из нескольких основных факторов, а также наличия пользованием дополнительных услуг.

К тому же цены могут отличаться от региона к региону страны, а также в связи с разностью видов транспорта. Но можно выделить наиболее основные показатели стоимостной категории.

Стоимость получения лицензии и дополнительных услуг:

Вид оплаты за конкретную услугу Размер суммы в среднем, руб.
Оформление От 20 000 до 75 000
Государственная пошлина для автоперевозок 300
Госпошлина для водного транспорта 7500
Лицензионный сбор 2600-5000
За оформление можно оплачивать авансом, предоплатой. 50-70%
Дополнительные услуги по предоставлению услуг аттестации сотрудников транспортной компании, участвующих в пассажирских перевозках. Оплата за обучение одного сотрудника. 12 000 – 20 000
Юридическая помощь в подборе и оформлении квалифицированного персонала. Оплата за одного сотрудника. 18 000
Внесение каких-либо изменений в документацию. От 2000
Техобслуживание (оплата за заключение договора по техобслуживанию) 25 000
Договор для обслуживания медиками 25 000
Договор для пользования стоянкой 25 000
Выдача удостоверения компетентности 15 000
Выдача удостоверения по безопасности ТС и движения 18 000

Международное разрешение

Для получения разрешения участвовать транспортной компании в пассажирских международных перевозках подаются практически те же документы, что и для перевозок внутри страны.

Дополнительно понадобится оформление Зеленой карты (если речь идет о автоперевозках), чтобы можно было беспрепятственно ездить по дорогам другого государства. Такая карта является гарантией обязательного страхования автогражданской ответственности.

Если автотранспорт арендован, тогда для межгосударственных перевозок еще потребуется оформление временного техпаспорта и регистрационного талона.

Также для получения допуска к международным перевозкам лицензирующему органу предъявляется диплом (его копия) или соответствующее свидетельство должностного лица, которое отвечает за безопасность пассажирских перевозок.

Пассажирские перевозки без лицензии

Если осуществлять пассажирские перевозки без лицензии по регулярным маршрутам, да еще и перевозить большое количество людей, то такая безответственная деятельность будет наказываться по закону.

Каждый, кто ведет деятельность без лицензии, которая должна по закону быть, несет ответственность по административному праву в виде оплаты штрафов в той или иной сумме.

Так, на основании частей 1 и 2 статьи 14.1.2 КоАП РФ штрафуются безлицензионные транспортные компании, а также лица, которые ответственны за должное оформление лицензии, могут выставляться следующие денежные санкции.

Штрафы за провоз людей без лицензии в тех случаях, когда она должна быть:

Вид нарушения Лицо, нарушившее закон Сумма штрафа, руб.
Регулярный провоз людей в количестве более 8 человек Физические лица 50 000
Юридические лица 400 000
Должностные лица – руководители, юристы предприятия или хозяйственники, отвечающие за оформление лицензии. 50 000
Индивидуальные предприниматели 100 000
Повторное нарушение – провоз людей в транспорте без лицензий Физические лица 50 000 + конфискация самого транспортного средства
Юридические лица 400 000 + конфискация или приостановление деятельности на 90 дней
Должностные лица – руководители, юристы предприятия или хозяйственники, отвечающие за оформление лицензии. 50 000
Индивидуальные предприниматели 100 000 + конфискация транспорта

Любое получение лицензии на ту или иную перевозку требует подготовки не только документации, но также и тех специалистов, что непосредственно осуществляют транспортировку людей.

Каждый машинист, пилот или водитель должен быть опытным, иметь соответствующую квалификацию, проходить время от времени переаттестацию, а также медицинский осмотр.

Кроме этого, для проведения рейсов по воде или воздуху экипаж должен быть застрахован. Только при исполнении всех требований, надлежащей оплате и условий, выдвигаемых лицензирующим учреждением, будет выдаваться лицензия.

Видео: Минтранс РТ начинает борьбу с нелегальными междугородними перевозками

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Все про вождение © 2019 ·   Войти   · Все права защищены Наверх